Косвенная форма привлечения стоимости
Страница 1

Здесь мы рассмотрим формы стоимостных отношений не относящиеся к денежным или форме ценных бумаг. Речь пойдет о факторинге, трасте, лизинге, клиринге, бартере, операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, франчайзинге. Первостепенное значение имеет привлечение стоимости в систему финансовых ресурсов - будь то от продажи задолженности, ее клиринге, либо в случае "авансового" поступления при лизинге, франчайзинге и т.д. Диапазон привлекаемой стоимости (и многообразие ее форм) широк: выгодное использование при ее наличии (траст, операции с драгоценными металлами и камнями) - "стоимостное нивелирование" в спорных ситуациях (факторинг, клиринг, бартер) -"авансовое" привлечение в случае ее отсутствия (лизинг, франчайзинг).

Факторинг - возник в XVI-XVII вв. как операция торговых посредников (по предоставлению отсрочки по проданному товару), а в последующем приобрел форму кредитования. Факторинг есть приобретение права на взыскание долгов, или на перепродажу товаров, услуг с последующим получением платежей. Это есть разновидность посреднической операции, при которой банк (факторинговая компания) за оговоренную плату получает право от предприятия взыскать причитающиеся ему платежи от покупателей (инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно банк кредитует оборотный капитал предприятия. Таким образом, факторинг интересен как операция, позволяющая ускорить или сделать возможным привлечение стоимости (дебиторской задолженности) в оборот предприятия, хотя первичным предметом договора является покупка долгов данному предприятию, а не предоставление стоимости. Очевидно, что в этом случае отсрочка платежа по существу превращается в немедленную оплату ускоряя оборачиваемость средств предприятия.

В операции факторинга участвует фактор-посредник, поставщик, покупатель, а сам процесс выглядит следующим образом. Факторинговый отдел банка (или фактор фирма) покупает у предприятия долговые требования клиента на условиях немедленной оплаты (80 - 90 % стоимости отгрузки). Оставшаяся часть временно бронируется на специальном счете (на случай возможных претензий покупателя по качеству или цене поставленного товара), а затем, после взыскания долга (за минусом комиссионных платежей и причитающихся банку процентов за предоставленный кредит), возвращается клиенту. Оплата факторинговых услуг составляет до 1,5 % суммы счета плюс ставка по кредиту на полученную авансом сумму.

Предметом уступки по факторингу может быть как денежное требование срок оплаты, по которому уже наступил, так и право на получение средств от должника в будущем.

Плата, взимаемая факторинговой компанией, состоит из двух частей: 1) плата за управление - т.е. комиссионные за факторинговое

обслуживание (ведение учета, страхование и т.д.). Зависит от масштабов деятельности поставщика и рассчитывается как процент годового оборота (обычно в пределах 3 %);

2) плата за учетные операции взимается за средства, предоставляемые

поставщику досрочно - до получения суммы долга с должника. Ставка по этим операциям может превышать на 2 - 4 % банковскую ставку кредитования (как компенсация возможного риска).

Для предприятия осуществление подобной операции выгодно по следующим причинам:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры
Кем и как создаются организационно-экономические условия саморазвития культурной жизни и культурных процессов? Очевидно, что существенную роль в этом играют усилия государства. Чем более зрелыми и ...

Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами.
Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокруже­ние и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состо ...

Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...