Заключение

Обеспечение устойчивого экономического роста в Республике Беларусь во многом зависит от того, в какой мере задействован предпринимательский потенциал в стране. Развитие цивилизованного малого бизнеса - один из основных путей выхода республики из экономического кризиса, коренного улуч­шения социально-экономических условий жизни. Малый бизнес явля­ется наиболее гибкой структурой быстрого реагирования на рыночный спрос и удовлетворения общественных потребностей.

Для понимания процессов, происходящих в Республике Беларусь и в других странах с переходной экономикой, выделим основные признаки предпринимательства:

- вложение собственного имущества в хозяйственную деятельность с риском его потери в случае неудачного осуществления процесса пред­принимательства;

- направленность деятельности на обеспечение рентабельности, получе­ние прибыли и увеличение размера собственности предпринимателя;

- реальное участие в управлении предпринимательской структурой, в ре­шении вопросов деятельности предприятия и распоряжение (в том чис­ле оперативное) имуществом предпринимательской структуры.

Как показывает опыт развитых стран, сектор малых и средних предприятий органично вписывается в структуру развитой рыночной экономи­ки, служит необходимым условием ее совершенствования.

Трудно переоценить вклад малого предпринимательства в формирова­ние конкурентной среды, где рыночные отношения приобретают динамичность, поскольку связаны с экономической ответственностью и рисками предприни­мателей. Малый бизнес, с одной стороны, из-за многочисленности своих со­ставляющих и их подвижности в меньшей степени подвержен монополизации, чем крупные предприятия. С другой стороны, в условиях узкой специализации и использования новейшей техники он выступает как действенный конкурент, подрывающий монопольные позиции масштабных корпораций.

Малое предприятие оперативно реагирует на изменения конъюнктуры. Эта гибкость имеет особое значение вследствие быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, расширения номенклатуры промыш­ленных товаров и услуг.

Предпринимательство много значит для решения проблемы заня­тости, так как способно создавать новые рабочие места и поглощать излишнюю рабочую силу при циклических спадах и структурных сдвигах экономики. Важ­ную роль оно играет в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений и служит формированию активного среднего класса общества, ослаблению имущественной дифференциации, расширению социальной базы реформ.

Ведущим звеном в рыночных преобразованиях Республики Беларусь является развитие предпринимательства как наиболее динамично разви­вающегося сегмента, придающего экономике новое качественное состояние.

В Беларуси на протяжении почти всего последнего периода предприни­мательство развивалось на фоне недостаточно благоприятных внешних усло­вий, в том числе медленной приватизации. Малый бизнес в республике развит крайне неравномерно.

Основными причинами, сдерживающими развитие предпринимательства в Беларуси, являются:

- нестабильность и незавершенность законодательно-правовой базы;

- низкая эффективность и усложненность налоговой си­стемы;

- ограничение возможности получения лизинговых услуг;

- неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры малых предприятий;

- слабая социальная и правовая защищенность владельцев и работников малых предприятий.

В свете вышесказанного, в условиях переходного периода государственная поддержка предпринимательства должна носить стимулирующий, селективный характер. Государству, прежде всего, необходимо стимулировать жизнеспособные хозяй­ственные структуры, деятельность которых совпадает с целями и направлени­ями развития общества, государственной социально-экономической политики. Поддержка должна проявляться в разумных дотациях, льготных режимах на­логообложения, кредитования, страхования, инвестирования. В этом случае она не будет носить характера поощрения иждивенчества и рассматриваться малы­ми предприятиями как нечто постоянное или как основной источник увеличе­ния конкурентоспособности и роста рентабельности.

      Смотрите также

      Компания, ориентированная на потребителей
      Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...

      Технология планирования в сфере культуры
      Планирование во многом занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материаль ...

      Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг)
      Упоминавшаяся проблема «сшивания» бюджетных денег со средствами из других источников применительно к сфере представляет особо выраженный интерес в плане технологии ее решения. Речь идет о технологи ...