Mалый бизнес

Значительное место в программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса, в том числе малого. Те функции, которые вы­полняют малые предприятия в рыночной экономике, хорошо известны. В то же время сре­ди руководителей народного хозяйства и руководителей экономических служб укорени­лось представление о малых предприятиях, как технически отсталых и мешающих успеш­ному развитию экономики страны.

Малые предприятия выполняют важные функции в эконо­мике развитых стран. Прежде всего, малый бизнес обеспечивает необходимую мобиль­ность в условиях рынка, создает глубокую и развернутую кооперацию производства. Он способен не только быстро заполнять образующие ниши в потребительской сфере эконо­мики, но и сравнительно быстро окупаться, применяя под час современное оборудование и технологию. Малый бизнес создает для рынка необходимую атмосферу конкуренции, мно­гообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, обладает готовностью мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры. Кроме этого, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых ни одна рыночная экономика, построенная преж­де всего на принципах личной заинтересованности и частном интересе, невозможна.

Малый бизнес нашел свое место в условиях ускорения научно-технического прогрес­са, перехода к новым технологиям. Мелкие предприятия являются также оптимальной формой производства в условиях повышенного риска.

Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному. Но результат везде получен одинаковый: массовое возникновение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль, как в экономической, так и в социальной сферах.

При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает сво­их граждан, создает богатство стране.

О важности развития малого предпринимательства в нашей стране серьезно загово­рили только в последнее время в связи с проблемой насыщения потребительского рынка товарами и услугами. И, тем не менее, до конца важность этой проблемы для перехода к рынку не осознана не только специалистами и руководителями народного хозяйства, но и многими экономистами.

Статистика свидетельствует, что по истечении 10 лет экономических реформ малый бизнес в нашей стране не стал реальным элементом экономической системы, оказывающим существенное влияние на ее динамику и структурное реформирование. Его роль в решении как экономических, так и социальных проблем общества, остается крайне низкой не только по сравнению с развитыми западными странами, но даже в нашими ближайшими соседями по СНГ.

Все вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы дипломной работы. Ее основная цель заключается в выявлении основных проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Для достижения указанной цели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач:

- выявить понятие и сущность малого бизнеса;

- определить основные преимущества и недостатки малого бизнеса;

- показать роль малого бизнеса в рыночной экономике;

- рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь;

- осветить проблемы белорусского малого бизнеса;

- предложить пути совершенствования системы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Объектом нашего исследования является малый бизнес, а предметом – проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Для написания работы нами были проанализированы учебные пособия, монографии, статьи периодических изданий, статистическая информация, касающаяся темы курсовой работы.

При исследовании проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь нами были использованы следующие методы: метод индукции и дедукции, метод экономического анализа, метод статистической обработки данных, метод сравнения. Методологической основой проведенного исследования является системный подход.

    Смотрите также

    Управление и менеджмент
    Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них ...

    Анализ макроокружения и его классификация
    Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взя­той организации. ...

    Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
    В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...