Пути дальнейшего развития малого бизнеса в республике Беларусь
Менеджмент и управление / Mалый бизнес / Пути дальнейшего развития малого бизнеса в республике Беларусь

Мировой опыт показывает, что малый бизнес, и осо­бенно современное, во всех странах формируется и развива­ется при действенном участии государства, его регулирова­нии и поддержке. Государственное регулирование малого бизнеса является закономерным в современной рыноч­ной экономике.

В условиях формирования рыночных отношений роль го­сударственного регулирования в сфере предпринимательства еще более необходима, чем в странах с развитой рыночной эко­номикой. Государство обязано участвовать, во-первых, в форми­ровании субъектов предпринимательской деятельности во всех сферах экономики; во-вторых, в формировании благоприятной среды, способствующей развитию малого бизнеса; в-третьих, в целевой ориентации, стимулировании и поддерж­ке малого бизнеса в сфере производства; в-чет­вертых, в формировании организационной и рыночной инфра­структуры малого бизнеса; наконец, в обеспече­нии социальной ориентации процесса формирования и разви­тия малого бизнеса.

Для улучшения положения в сфере финансово-кредитной помо­щи малому бизнесу в Беларуси целесообразно разработать общие принципы финансовой под­держки. Они, на наш взгляд, должны включать следующие направления:

1) создание национальной кон­цепции государственной финансо­вой поддержки малых предприятий, основанной на четко очерченных принципах, механизмах, инструментах и схемах мониторинга;

2) разработка мероприятий, спо­собствующих наращиванию мощно­сти банковской и финансовой сис­темы с целью улучшения доступа малых предприятий к финансирова­нию, для чего необходимо: стимули­ровать политику банков, направлен­ную на кредитную поддержку малых предприятий; оказывать помощь банкам в обучении банковского пер­сонала ведению дел с предприни­мателями; изучать и продвигать опыт реализации программ малого биз­неса, в которых принимали участие банки;

3) обеспечение процессов обу­чения и консультирования предпри­нимателей работе с финансовыми учреждениями;

4) стимулирование и разработ­ка новых методов финансирования, особенно лизинга и франчайзинга;

5) разработка четких правил государственной поддержки, которые должны включать:

- критерии приемлемости для получателей помощи (например, вновь образовавшиеся предприятия, пред­приятия, предоставляющие конкретные социально-важные услуги, предприятия, владельцы которых принадлежат к осо­бым социальным группам);

- условия получения государ­ственной финансовой помощи (на­пример, для поддержки инноваций, эк­спорта) и критерии оценки проектов;

- условия предоставления гран­тов, займов, гарантий и другой финан­совой помощи (например, принципы кредитных ставок, период выплаты займов, требования к отчетности) [15, с. 90].

Упрощение процедуры регистрации и, в первую очередь, упрощение схемы и сокращение ее сроков, введение заявитель­ного принципа взамен разрешительного (как это и делается во многих развитых странах), безусловно, может дать положительные результаты в развитии малого предпринимательства в рес­публике.

Актуальной и пока нерешенной остается проблема избыточного лицен­зирования, которая является тормозом в развитии предпринимательства. В на­стоящее время в Беларуси лицензируется свыше 175 видов деятельности. Кро­ме того, в Перечень видов деятельности, на осуществление которой требуют­ся специальные разрешения, вносятся постоянные изменения, что весьма негативно сказывается на развитии и становлении бизнеса в стране [18, с. 94].

Представляется, что следует изменить сам подход к этому вопросу. В частности, законодательно определить, что такое лицензирование и для чего оно вводится, а также конкретные виды деятельности, подлежащие лицензи­рованию. Ввиду того, что правом выдачи лицензий наделены органы, исполня­ющие функции госуправления (либо созданные ими структуры), целесообраз­но создание единого лицензирующего органа для упрощения процедур полу­чения разрешительных документов, лицензирования и сертифицирования.

В условиях переходного периода неадекватная нормативно-правовая база представляет собой значительное препятствие для развития малого бизнеса. Создание эффективной законодательной базы тре­бует принятия законов о собственности, лицензировании и регистрации пред­приятий, а также о банкротстве, контрактах и налогах.

Несовершенное и постоянно изменяющееся законодательство в облас­ти предпринимательства, медленные темпы приватизации - ключевые факто­ры, тормозящие развитие сектора малого бизнеса в Беларуси.

На формирование и развитие малого бизнеса особое вли­яние оказывает существующая система налогообложения, создаваемая со­вокупностью законов и правил, регламентирующих уплату налогов в стра­не. Налоговая нагрузка на малые предприятия в Беларуси довольно высока, кроме того, происходят частые, почти ежегодные изменения в налогооб­ложении, что вызывает немалую озабоченность руководителей и владель­цев малых предприятий. Поэтому, ставя вопрос о сокращении налоговой нагрузки, одно­временно необходимо вести речь о рационализации ее структуры, оптими­зации налогооблагаемой базы, упрощении механизма исчисления и взимания налогов.

Снижение налоговой нагрузки будет способствовать улучшению финан­сового положения хозяйствующих субъектов и повышению конкурентоспо­собности их продукции, стимулированию нецентрализованных инвестиций, пре­дотвращению утечки капиталов из страны.

Поддержка предпринимательства должна относиться к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой в условиях пере­хода к рыночным отношениям. Для нормального формирования рынка не хва­тает системы контроля за ходом реформирования экономики. Механизмы пре­одоления негативных моментов и острых углов рынка пока не созданы. В этих условиях предпринимательство без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства и за­нять соответствующее место в белорусской экономике.

Таким образом, комплексный, ситуационный анализ проблем, тормозя­щих развитие предпринимательства в условиях осуществ­ления рыночных реформ, свидетельствует о необходимости разработки более целенаправленной государственной политики, которая отвечала бы существу­ющим реалиям и стратегическим направлениям подъема экономики. При этом главными функциями государства становятся формирование и совершенство­вание экономических и институциональных механизмов, обеспечивающих фун­кционирование рыночной экономики, равноправие хозяйственных субъектов всех форм собственности, создание условий для эффективного ведения пред­принимательской деятельности.

      Смотрите также

      Стратегическое рыночное планирование
      Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...

      Виды специальных событий и общественных мероприятий
      Рассмотрим основные виды специальных событий, наиболее часто встречающихся социальных мероприятий, их роль и значение, а также специальные требования к их подготовке и проведению. ...

      Стратегии коммуникации
      В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...