Современный менеджер и его креативное образование
Общая теория менеджмента / Эволюция концепций менеджмента / Современный менеджер и его креативное образование
Страница 7

Можно представить ряд положений, по которым традиционно или используя инновации, строится современное образование менеджеров:

1. Что лучше: понемногу обо всем или все, о немногом. Это рассматривается часто как единственно возможные альтернативы образования. Конечно, ни то, ни другое сегодня не может быть признано эффективным: первое поверхностно, второе узко специализировано. Существует альтернатива, которую надо искать и находить.

2. Все о главном в области деятельности и только главное обо всем в действительности. Это формула специального образования, вмонтированного в поле широкопрофильного.

3. Образование должно быть не подготовкой к определенному виду деятельности, а формированием необходимого мышления для распознавания проблем определенного класса. Современное образование должно быть таким, в котором главное: вид знаний, методология и технология образования, мониторинг качества, педагогика сотрудничества, исследование себя в процессе образования.

4. Образование — это не столько получение знаний, сколько развитие способностей. Мера знаний — в понимании и степени развитости своих способностей. Нет предела знаниям, есть предел возможностям их использования. А они определяются соответствием структуры способностей человека и структуры его знаний.

5. Самой ценной способностью человека является способность к творчеству. Креативное образование опирается на эту способность и развивает ее.

Главное в креативном образовании: а) образное и голографи-ческое мышление, б) развитое воображение, в) здоровый скептицизм, г) фундаментальные знания, д) мето- дологическая культура (умение мыслить логично, доказательно, четко и т.п.), е) системность знаний (сбалансированность, сочетание, интеграция и др.), ж) умение учиться и учить, з) непрерывность образования, и) инноваци-онный потенциал, к) про- фессиональная ответственность.

6. Потребность в знаниях не тождественна потребности в образовании. Потребность в образовании очень важна, и главное здесь — цель образования. Не каждый ее осознает. Образование — не потребление знаний, а их аккумулирование для энергии творчества.

Рассмотрим профессиональную деятельность менеджера с позиций тех ролей, которые он реализует в этой деятельности. Как они могут быть разнообразна!? Какие немыслимые комбинации они могут составлять? В каких сложных противоречиях могут оказаться? Командир производства, организатор, исполнитель, арбитр, громоотвод, руководитель. Менеджер - это и исследователь, и новатор, и консультант, и лидер, и предводитель, и помощник, и представитель, и куратор, и т.д.

На практике все эти роли переплетены, существуют в определенной комбинации. Но всегда есть приоритетах тех или иных ролей. Как они формируются? Какую роль здесь играет образование? Каким должно быть образование? Оно должно быть ориентированным не только на функции деятельности, но и на роли современного менеджера. И не на роли вообще, а на роли вполне определенные.

В связи с этим возникает и необходимость, и потребность в креативном образовании, потому что только оно способно ориентировать на роли исследователя, новатора, предводителя и т.д. Раньше главной задачей образования было дать необходимые знания и навыки для профессиональной деятельности. А чем определялись необходимость знаний и навыков? Отраслевыми или ведомственными нормативами. Надо было знать их — и успех в работе обеспечен. Но ведь это ориентация на бездумное исполнительство, которое становится привычкой, а потом основой всей организации управления и стиля работы.

Рассмотрев основные аспекты рекомендаций специалистов и пропагандистов креативного образования, можно сделать следующие выводы:

1. Инновационный и исследовательский потенциал современного менеджера определяется не только его установками на исследование, но и характером образования, структурой знаний, навыками творческой деятельности, типом профессионального мышления. Способность к исследовательской деятельности характеризует также такую важную черту менеджера, как искусство управления, которое немыслимо без исследования, творчества, стремления к глубокому осмыслению всех проблем, решаемых посредством разработки управленческих решений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно п ...

Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...

Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда я ...