Современный менеджер и его креативное образование
Общая теория менеджмента / Эволюция концепций менеджмента / Современный менеджер и его креативное образование
Страница 5

Творческий потенциал формируется на основе разнообразия, выбора, оценки альтернатив, осознания цели. Все это необходимо предусматривать в технологии образования.

Важным фактором креативного образования является достаточная фундаментальная подготовка. Нередко в современном образовании наблюдается своеобразная борьба двух тенденций. С одной стороны, существует стремление к теоретизации образования, математическому обобщению и абстрагированию, с другой — к прагматике, детализации, предельной практической конкретности. И то, и другое в преувеличенном виде не дает ощутимого эффекта. Абстрактность стимулирует привычки не замечать частности, не обращать на них внимания. В работе менеджера иногда именно мелочи являются непреодолимым препятствием в решении проблемы.

Но и излишняя детальная конкретность не является благом. Она притупляет стремление видеть внешнюю среду профессиональной деятельности, не стимулирует развитие перспективного мышления, глубины понимания проблем, ощущение «фактора времени».

Большой проблемой в современном образовании является оптимальное сочетание теоретического и практического освоения профессиональной деятельности. Но проблема ещё глубже.

Фундаментальное образование — это не только освоение теории, как это нередко представляется, но и которое обладает систематизи-руюшим эффектом, что, может бытъ, и является фундаментом последовательного и практически эффективного наращивания знаний в профессиональной деятельности, что способствует непрерывному образованию и стимулирует его. Это перспективное образование, позволяющее предви;деть будущее, оценивать тенденции развития.

Креативное образование - это образование проблемное не только по методическим его характеристикам, но и по структурно-предметным. Главными среди учебных дисциплин в настоящее время являются сложившиеся области знаний, в соответствии с которыми происходит дифференциация наук, действующие традиции, возможности и специализация преподавателей. Такой подход слабо стимулирует развитие проблемного мышления, иногда вообще расходится со структурой реальных проблем. Проблемы креативного образования представлены на рис. 1.6.

Вообще в креативном образовании главным фактором его построения, структуризации, методики является проблема, что очень важно сегодня осознать.

Ведь деятельность менеджера - это решение проблем, и только в решении он использует знания и видит их необходимость и ценность. У нас стало традицией в системе высшего образования, что образовательный процесс начинается с дисциплин гуманитарной и естественнонаучной подготовки, далее продолжается по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, а в заключение идут дисциплины специализации. Оправданно ли это? Некоторые уверенно ответят: да. И аргументируют, что существует разное назначение этих циклов подготовки в структуре профессионального сознания. Одни определяют общий уровень образования и культуры, методологию мышления, другие — специальные знания и навыки. Рис.1.6. Схема проблем креативного образования современного менеджера

Рис.1.6. Схема проблем креативного образования современного менеджера

Профессия - это сплав культуры, характера мыслительной деятельности и специальных знаний и навыков. С этим невозможно спорить. Но как, и всегда ли достигаем этого сплава? В современном образовательном процессе нередки случаи, когда эти циклы находятся в противоречии, в отчужденности друг с другом.

Эффективность профессионального сознания определяется гармонией знаний, то есть их сочетанием, сопряжением, структурой.

Но проблемы проявляются не только в структуре дисциплин, но и в методике их представления. Можно давать знания в виде устоявшихся, общепринятых положений, апробированных рекомендаций, бесспорных трактовок и т.д., но можно (и это в большей мере соответствует задачам креативного образования) в виде не застывших истин, а непрерывного циклического процесса развития знаний, в котором главную роль играют проблема и пути ее разрешения. Это методика генезиса знаний, методика представления их через проблему, всегда являющуюся источником как возникновения и оформления знаний, так и их эффективного и творческого освоения в образовательном процессе. Приемах креативного образования изображены на рис. 1.7. Рис.1.7. Схема приёмов креативного образования

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими и организационными проблемами столкнуться ме ...

Mалый бизнес
Значительное место в программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса, в том числе малого. Те функции, которые вы­полняют малые предприятия в рыночной эко ...

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...