Современный менеджер и его креативное образование
Общая теория менеджмента / Эволюция концепций менеджмента / Современный менеджер и его креативное образование
Страница 3

Рис. 1.4. Схема потребности в креативном образовании

Современный менеджер всё в большей степени должен становиться творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем. Например, в Японии менеджер считается не начальником, а учителем, и люди, которыми он управляет, рассматриваются им (и они сами считают себя) в качестве не подчиненных, а последователей. В этом есть глубокий смысл, раскрывающий тенденции развития современного менеджмента. Только творец может вести за собой. Но таким творцом менеджер должен стать в процессе образования. В этом, быть может, отличие понятий «образование» и «подготовка».

Менеджера надо не просто готовить к определенной деятельности. Менеджер должен сформироваться, «образовываться» в качестве творца, способного видеть, распознавать, понимать и разрешать со-временные проблемы. Образовательный процесс должен ориентироваться на эту ролевую позицию менеджера. Современное образование должно отвечать потребностям эффективного, творческого и перспективного менеджмента.

Это не только проблема первоначального высшего образования. В системе второго, дополнительного и квалификационного образования она имеет не меньшее, если не большее значение. Ведь здесь формирование профессионального сознания происходит не с «чистого листа», а на основе изменения некоторых устоявшихся кон-сервативных установок, негативных привычек, прагматических навыков. Образовательный возраст усложняет эти процессы.

Креативный менеджмент начинается с креативного образования, где бы оно ни осуществлялось — в университете или школе бизнеса, в процессе самообразовании или в практической деятельности.

Возможность и потребность творчества появляются в том случае, когда получаемые и полученные знания составляют гармоничную целостность, соответствуют принципам взаимного дополнения и взаимного усиления, когда их сочетание направлено на формирование творческого потенциала, поиск и развитие индивидуальных способностей. Студент не всегда знает о своих способностях и очень часто образовательный процесс «наполняет» человека знаниями, но при этом не позволяет ему вскрыть свои способности, понять и почувствовать свою индивидуальность. Это бывает, когда узкая специализация довлеет над студентом в течение всего образовательного процесса или когда главной установкой является запоминание обширного учебного материала и воспроизведение его в период экзаменов, когда учебный материал оторван от личности и абстрактен относительно индивидуальной деятельности человека. Иногда излишне преувеличенная прагматическая направленность обучения не способствует развитию и реализации творческих способностей, вредит этому. Очень часто это наблюдается в школах бизнеса — «практическая информативность» — больше практической информации без осмысления причин успеха, тенденций развития, прогнозов, влияния изменений в макросреде и пр.

Э.М. Коротков - теоретик креативного образования в России большое значение придаёт системности обучения.

Системное построение образовательного процесса предусматривает и требует согласования и гармоничного сочетания всех элементов образовательной программы. Основой такого сочетания является формирование потребности в творчестве при практическом использовании знаний. Такая потребность возникает при соединении различных дисциплин определенным образом. Композиция знаний рождает и стимулирует творчество. Сейчас необходимо обращать внимание на конфигурацию знаний, их взаимодействие, технологию освоения. Именно эти факторы и определяют формирование творческих потребностей и творческого потенциала менеджера.

Технология образовательного процесса оказывает существенное влияние на развитие творческих способностей менеджера. Можно провести простой практический эксперимент. Взять две группах с одинаковым потенциалом знаний, опытом практической деятельности (если это второе или дополнительное образование), идентичными личностными характеристиками. Далее одной группе давать знания в одной последовательности, а другой группе — в иной. Потом при помощи тестирования оценить всю совокупность изменений, которые произошли при получении одинакового объема знаний, одними и теми же преподавателями, но по разным технологическим схемам. Результаты будут существенно различаться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами.
Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокруже­ние и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состо ...

Cтруктура предприятия
Моя организация – малая , частная , строительная фирма “ЭОЛ-М” организованная в 1995 году группой частных лиц , которые решили отделиться от более крупной государственной организации . ...

Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...