Методическое обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов
Страница 7

Данное положение близко к идее интегрированного технологического концерна, согласно которой ключевые направления деятельности взаимосвязаны интегрирующими функциями. Один из видов синергетического эффекта обусловлен тем, что любое подразделение может обратиться за ресурсами к другим подразделениям. Подобный механизм есть в арсенале крупных компаний, он позволяет использовать часть освободившихся финансовых ресурсов, чтобы перебросить их на виды деятельности, добавляющие ценность всей компании.

Чтобы управление финансовыми ресурсами было эффективным, необходим релевантный контроль за состоянием их системы и представляющих их бюджетов. Так реализуются контрольная функция в финансах (объективно присущая данность) и финансовый контроль (субъективная функция управляющего). Показатели должны отражать внутренние и внешние трансформации, характерные для объекта.

Рассчитываемые аналитические показатели выступают инструментом учета и анализа (как фаз управленческого цикла), проводимых с целью определения финансового положения хозяйствующего субъекта. Учетная и аналитическая фазы управленческого цикла тесно связаны с нормированием и планированием, поскольку используют в качестве базы сравнения показатели норм (критерии) или плана. Если система демонстрирует сниженное в сравнении с нормативным значение показателя, то имеется угроза ее существованию. Если наблюдается систематическое превышение нормативного значения, то этот аспект функционирования может рассматриваться как фактор конкурентного преимущества. Взаимосвязь системы финансовых ресурсов с производственно-хозяйственной деятельностью позволяет оценить эффективность осуществления последней и принять адекватные решения относительно регулирования происходящих в системе процессов. Обладание информацией об управляемом объекте, представленной аналитическими показателями, способствует объективности принимаемых управленческих решений.

Процедура анализа оптимально подходит для системного исследования, ибо представляет собой в исходном понимании разложение изучаемого объекта на составляющие части, элементы. Такими частями будут выступать блоки анализа, а элементами - показатели этих блоков. Процедуру синтеза как соединение элементов в целое представим рейтинговой оценкой деятельности предприятия. Показатели позволяют оценить произошедшие в системе финансовых ресурсов изменения, установить ее состояние, положение по отношению к внешней среде, а используемые критерии - предупредить нежелательные изменения и разрушение системы. Правомочность такого отображения состояния финансовых ресурсов целесообразна с позиции реализации контрольной функции финансов.

Стоимостная природа финансовых ресурсов и системный подход к их рассмотрению обусловливают объективность таких положений, как: система показателей, их нормативные значения, мониторинг стоимости.

Обоснованным является отображение следующих важнейших аспектов существования и развития системы через блоки показателей: 1) структурных показателей; 2) показателей функционирования и внешних взаимосвязей; 3) показателей эффективности функционирования (табл. 6, прил. А).

Поскольку внешняя среда системы предопределяет цену (показатель, который учитывает влияние факторов внешней среды и практически не может быть изменен одним предприятием), а внутренняя - себестоимость, то соотношение этих важнейших показателей позволяет установить оборачиваемость затрат. То, как быстро внешняя среда оборачивает затраты системы, показывает степень их нужности для нее, а значит, и успешность адаптации системы финансовых ресурсов предприятия к внешней среде.

Заключительным этапом анализа состояния и эффективности функционирования системы финансовых ресурсов предприятия является рейтинговая оценка, основанная на избранной аналитиком совокупности показателей-индикаторов важнейших сторон деятельности: Показатели должны быть применимы на всех уровнях бюджетного планирования и контроля,

Показатели должны быть применимы на всех уровнях бюджетного планирования и контроля, а также иметь одинаковую направленность. Для характеристики системы финансовых ресурсов целесообразно использовать показатели из различных групп: 1) концентрации собственных ресурсов; 2) абсолютной ликвидности; 3) оборачиваемости всех ресурсов; 4) рентабельности собственных ресурсов. Если предприятие в анализируемом периоде повысило свою оценку, то эффективность функционирования системы ресурсов можно признать более высокой. При необходимости «усилить» роль того или иного из оцениваемых показателей можно ввести в

формулу различные весовые коэффициенты, установленные экспертным путем.

Таблица 6 - Блоки показателей системы финансовых ресурсов

1. Структурные показатели характеризуют внутреннюю среду и структуру системы. Структурная характеристика используемых ресурсов может быть представлена элементами любой из классификаций. Различные виды привлекаемых ресурсов, их применение и использование в производственно-хозяйственной деятельности, определяют устойчивость функционирования системы ресурсов предприятия и ее соответствие требованиям внешней среды, которое может быть установлено с помощью показателей ликвидности. Учитывая, что требование ликвидности - одно из важнейших требований внешней среды, целесообразно было бы специализировать на этом управленческую деятельность. Менеджер по управлению ликвидностью, контролируя активно-пассивные операции предприятия, мог бы следить за устойчивостью функционирования всей системы (подобная практика используется в специализированном финансово-кредитном институте - банке). Структура используемых ресурсов предопределяет стоимость их единицы, будущую себестоимость продукции, а в конечном счете и себестоимость единицы циркулирующих в системе ресурсов_

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...

Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими и организационными проблемами столкнуться ме ...

Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг)
Упоминавшаяся проблема «сшивания» бюджетных денег со средствами из других источников применительно к сфере представляет особо выраженный интерес в плане технологии ее решения. Речь идет о технологи ...