Методы анализа эффективности
Страница 9

Однако, в отличие от показателя экономической рентабельности, коэффициент социальной рентабельности не всегда поддается исчислению. Измерение денежной оценки социального эффекта и затрат, связанных с его производством, в большинстве случаев является крайне сложной задачей. Проявление социального эффекта от потребления культурных, образовательных и других некоммерческих услуг растянуто во времени и находит свое отражение в различных отраслях экономики. Повышение образовательного, культурного уровня приводит к росту потребления в социально-культурной сфере, повышению производительности труда в сфере материального производства и т. д.

Па практике показатель социальной рентабельности находит свое применение при оценке проектов, имеющих социальную значимость. Так, благотворительные фонды при проведении экспертизы отбираемых проектов часто используют данный показатель.

ОЦЕНКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

В системе оценки деятельности организации культуры отдельное место занимает оценка эффективности предпринимательской деятельности. В связи с тем, что целью работы большинства организаций культуры является не получение прибыли, а достижение социальных результатов, предпринимательская деятельность в них носит подчиненный характер и тесно связана с основными направлениями их работы. Человек обращается к организациям культуры, прежде всего, для удовлетворения своих нематериальных потребностей, удовлетворению же материальных нужд клиента придается второстепенное значение. В результате, анализ предпринимательской деятельности организаций культуры делает необходимым совместное использование показателей оценки основной некоммерческой деятельности и коммерческих направлений работы.

В системе предпринимательской деятельности большинство организаций культуры активно занимается торговыми операциями (реализация сувенирной и печатной продукции, услуги кафе, ресторанов и т. д.).

Организации культуры, осуществляющие торговую деятельность, ориентируются на максимальный процент превращения посетителей, зрителей в покупателей продукции, src=

Рис. 42

Коэффициенты соотношения покупателей и посетителей ряда музеев в 1999 г.

и одним из показателей оценки торговой деятельности в организациях культуры является коэффициент соотношения покупателей и посетителей. Данный коэффициент рассчитывается как процентное отношение числа покупателей в торговых зонах организации культуры к общему числу посетителей. Коэффициент принимает значения от О до 100%. На рис. 42 приведены значения коэффициентов соотношения покупателей и посетителей для крупных музеев мира.

Из рисунка видно, что максимальное значение коэффициента (33%) принадлежит Музею Виктории и Альберта в Лондоне (ВиА). Высокий уровень показателя подтверждается на практике инновационными разработками музея в области коммерческих программ для различных категорий посетителей. Самые низкие значения коэффициента соотношения покупателей и посетителей характерны для российских музеев. Так, по сравнению с Метрополитен (Мет) (25%) и Британским музеем (БМ) (26%), Государственный Эрмитаж (ГЭ) (12%) уступает им по данному коэффициенту более чем в два раза.

Среди российских музеев наиболее успешной является работа Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) с самым высоким уровнем соотношения покупателей и посетителей (13%). Для сравнения самые низкие значения данного показателя составляют 1,2% и 1,1% и принадлежат Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ) и Государственному Русскому музею (ГРМ). Высокие значения коэффициента в Третьяковской галерее действительно соответствуют эффективной организации на территории музея сети кафе и ресторанов, рассчитанных на среднего российского покупателя. Вместе с тем, в целом низкие значения коэффициента соотношения покупателей и посетителей в российских музеях подтверждают невысокий уровень развития их торговой деятельности. src=

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...

Учет, отчетность и контроль
Учет, отчетность и контроль являются частью информационного механизма менеджмента, связанного с характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет — это характеристика итогов деятельнос ...

Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно п ...