Подходы к оценке стоимости экономического субъектаФинансовый менеджмент / Инструментарий, методы и приемы финансового менеджмента / Финансовый менеджмент и стоимостная оценка бизнеса / Подходы к оценке стоимости экономического субъектаСтраница 4
Стоит также отметить, что если релевантный аналог предприятия не удалось подобрать (на 1 этапе), то здесь расчеты по избранному мультипликатору (исчисляется его среднее значение) ведутся с использованием данных нескольких предприятий имеющих сходную специфику деятельности. Из названных мультипликаторов основным считается "цена/прибыль", ибо именно объявляемые предприятием прибыли являются приоритетным фактором влияющим как на поведение инвесторов, так и на, соответственно, стоимость обращающихся на фондовом рынке акций.
4) Вычисляется стоимость оцениваемого предприятия (Цоп) посредством использования ранее исчисленного мультипликатора применительно к базе предмета оценки (т.е. посредством его умножения на показатель оцениваемого предприятия тождественный по знаменателю с показателем предприятия аналога). Например, расчет может выглядеть следующим образом:
Цоп = прибыль оцениваемого предприятия * цена предприятия аналога/
прибыль предприятия аналога
Оценка предприятия может производится и на определенный (прогнозный) момент времени в котором и планируется продажа. Кроме того, с целью корректировки конечных результатов и корректности расчетов возможно применение оценщиком поправочных коэффициентов учитывающих степень его доверия к тому или иному мультипликатору предприятия аналога, более того, итоговая оценка может формироваться и как средневзвешенная (с учетом все той же степени доверия) по нескольким мультипликаторам.
Таким образом, данный метод позволяет оценить предприятие, которое в сущности еще не появилось на фондовом рынке (ведь его акции там отсутствуют). Ориентиром же оценки выступают предприятия чьи, акции уже котируются на рынке, т.е. в этом случае, мы как бы оцениваем интересующее нас предприятие с позиции его будущего вероятного появления на фондовом рынке.
Определив стоимость всего предприятия можно вычислить и долю стоимости (пакета акций) предлагаемую к продаже инвестору:
Стоимость пакета акций = стоимость предприятия * доля предполагаемая к продаже инвестору
В случае, если в расчетах используется информация по совершенным сделкам с пакетами (неконтрольными) акций предприятия аналога (чаще всего такая ситуация и реализуется) появляется возможность исчислить стоимость неконтрольного пакета предлагаемого к продаже инвестору, т.е. в этом случае во внимание принимается сделка с конкретным инвестором. Если же речь идет о контрольном пакете (например, для венчурного инвестора желающего подконтрольности планируемого бизнеса с возможной целью изъятия или переориентирования финансовых потоков в будущем), то добавляют премию за риск, которая может достигать 40 %.
Метод отраслевого аналога. Этот метод может считаться разновидностью предыдущего, а его использование ограничивается, как правило, отраслями, где наблюдается корреляция между стоимостью предприятия с достоверно оцененными фондовым рынком акциями и объемами реализации. Подобными отраслями, в первую очередь, выступают отрасли топливного, сырьевого, энергетического комплекса, где реализуемый продукт характеризуется как стандартизированный и его реализация мало зависит от осуществляемых инвестиций и обновления, но скорее обусловлена расширением или удержанием доли на рынке.
Алгоритм оценки, в целом, совпадает с предыдущим случаем. Однако, отличительным моментом является используемый на третьем и четвертом этапе мультипликатор, это - "цена/валовой доход (выручка от объема реализации)". Данный показатель предприятия аналога считается также более доступным. Таким образом, предприятие аналог в применяемом методе принадлежит к одной отрасли с оцениваемым предприятием.
Метод сделок. В данном методе решающим является выявление предприятия аналога, по которому была фактически совершена сделка по продаже контрольного пакета акций. Именно на основе данного аналога вычисляются мультипликаторы, используемые в аналогичной, методу рынка капиталов, схеме расчета стоимости.
Смотрите также
Анализ макроокружения и его
классификация
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней
среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера,
применительного к отдельно взятой организации. ...
Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия
Любая организация находится и функционирует в
среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том
случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда я ...
Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия
организации с ее элементами.
Среду обитания организации
условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда
(макроокружение и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача
менеджмента состо ...