Подходы к оценке стоимости экономического субъекта
Страница 4

Стоит также отметить, что если релевантный аналог предприятия не удалось подобрать (на 1 этапе), то здесь расчеты по избранному мультипликатору (исчисляется его среднее значение) ведутся с использованием данных нескольких предприятий имеющих сходную специфику деятельности. Из названных мультипликаторов основным считается "цена/прибыль", ибо именно объявляемые предприятием прибыли являются приоритетным фактором влияющим как на поведение инвесторов, так и на, соответственно, стоимость обращающихся на фондовом рынке акций.

4) Вычисляется стоимость оцениваемого предприятия (Цоп) посредством использования ранее исчисленного мультипликатора применительно к базе предмета оценки (т.е. посредством его умножения на показатель оцениваемого предприятия тождественный по знаменателю с показателем предприятия аналога). Например, расчет может выглядеть следующим образом:

Цоп = прибыль оцениваемого предприятия * цена предприятия аналога/

прибыль предприятия аналога

Оценка предприятия может производится и на определенный (прогнозный) момент времени в котором и планируется продажа. Кроме того, с целью корректировки конечных результатов и корректности расчетов возможно применение оценщиком поправочных коэффициентов учитывающих степень его доверия к тому или иному мультипликатору предприятия аналога, более того, итоговая оценка может формироваться и как средневзвешенная (с учетом все той же степени доверия) по нескольким мультипликаторам.

Таким образом, данный метод позволяет оценить предприятие, которое в сущности еще не появилось на фондовом рынке (ведь его акции там отсутствуют). Ориентиром же оценки выступают предприятия чьи, акции уже котируются на рынке, т.е. в этом случае, мы как бы оцениваем интересующее нас предприятие с позиции его будущего вероятного появления на фондовом рынке.

Определив стоимость всего предприятия можно вычислить и долю стоимости (пакета акций) предлагаемую к продаже инвестору:

Стоимость пакета акций = стоимость предприятия * доля предполагаемая к продаже инвестору

В случае, если в расчетах используется информация по совершенным сделкам с пакетами (неконтрольными) акций предприятия аналога (чаще всего такая ситуация и реализуется) появляется возможность исчислить стоимость неконтрольного пакета предлагаемого к продаже инвестору, т.е. в этом случае во внимание принимается сделка с конкретным инвестором. Если же речь идет о контрольном пакете (например, для венчурного инвестора желающего подконтрольности планируемого бизнеса с возможной целью изъятия или переориентирования финансовых потоков в будущем), то добавляют премию за риск, которая может достигать 40 %.

Метод отраслевого аналога. Этот метод может считаться разновидностью предыдущего, а его использование ограничивается, как правило, отраслями, где наблюдается корреляция между стоимостью предприятия с достоверно оцененными фондовым рынком акциями и объемами реализации. Подобными отраслями, в первую очередь, выступают отрасли топливного, сырьевого, энергетического комплекса, где реализуемый продукт характеризуется как стандартизированный и его реализация мало зависит от осуществляемых инвестиций и обновления, но скорее обусловлена расширением или удержанием доли на рынке.

Алгоритм оценки, в целом, совпадает с предыдущим случаем. Однако, отличительным моментом является используемый на третьем и четвертом этапе мультипликатор, это - "цена/валовой доход (выручка от объема реализации)". Данный показатель предприятия аналога считается также более доступным. Таким образом, предприятие аналог в применяемом методе принадлежит к одной отрасли с оцениваемым предприятием.

Метод сделок. В данном методе решающим является выявление предприятия аналога, по которому была фактически совершена сделка по продаже контрольного пакета акций. Именно на основе данного аналога вычисляются мультипликаторы, используемые в аналогичной, методу рынка капиталов, схеме расчета стоимости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Пути дальнейшего развития малого бизнеса в республике Беларусь
Мировой опыт показывает, что малый бизнес, и осо­бенно современное, во всех странах формируется и развива­ется при действенном участии государства, его регулирова­нии и поддержке. Государственное р ...

Инновации и разработка нового продукта
Один из определяющих моментов стратегического плана — вопрос о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств — единственный способ поддержания в ...

Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...