Подходы к оценке стоимости экономического субъекта
Страница 6

Второй вариант применим к финансовым компаниям инвестиционным, холдинговым, негосударственным пенсионных компаниям, страховым фондам и т.д. Имущество подобных образований состоит преимущественно из различного рода финансовых активов (ценных бумаг, вкладов в уставные капиталы и т.д.), продажа которых, не рассматривается как обуславливающая прекращение бизнеса, но лишь новую стадию его оборота. Таким образом, остаточная стоимость активов практически не имеет отношения к данному бизнесу.

Отметим ситуации, в которых наиболее применим рассматриваемый подход. В первую очередь метод накопления активов применим при оценке ликвидируемого предприятия, т.к. именно тогда значимость приобретает сумма средств вырученных от продажи располагаемых активов. В ином же случае (предприятие действующее) целесообразна оценка предприятий с большой долей нематериальных или финансовых активов.

Реализация этого подхода требует непременной переоценки балансовой стоимости активов на их рыночную стоимость. При этом необходимо по возможности принять во внимание все активы находящиеся в распоряжении предприятия, а не только те которые отражены в балансе, т.е. речь идет и об оценке ноу-хау предприятия, клиентской базы и т.д.

При оценке реальных активов (недвижимость, основные и оборотные фонды) составляется оценочная ведомость, куда и заносятся возможные варианты оценки каждого вида. Их оценка может быть осуществлена двумя способами:

1) стоимость оцениваемого актива устанавливается на уровне рыночной стоимости аналогичного актива (при его максимальной тождественности оцениваемому). Для уникального оборудования этот подход практически неприменим в силу отсутствия аналога.;

2) при оценке во внимание принимаются все виды износа (физический, технологический, экономический, функциональный), и соответствующие им скидки, характерные для современного состояния оцениваемого актива.

При оценке финансовых активов (ценных бумаг, депозитов и т.д.) исходят из возможности получения доходов при их реализации - либо на основе цены сложившейся на данный вид актива на фондовом рынке, либо с позиции дисконтированных финансовых потоков обеспечиваемых обладаемым финансовых инструментом.

При оценке нематериальных активов (ноу-хау, патенты, лицензии, клиентура, торговая марка, репутация, обученный персонал и т.д.) используют так называемый метод избыточных прибылей. Исходя из того, что балансовая стоимость этого вида активов обусловлена затратами предприятия на их создание, разработку она не является адекватной при установлении интересующей рыночной стоимости. Поэтому, целесообразным является рыночная оценка всей совокупности (пакета) нематериальных активов формирующих гудвилл предприятия. Гудвилл же может быть оценен с точки зрения той части систематически получаемых предприятием прибылей, которая не может быть объяснена наличием у него имеющихся материальных активов. Метод избыточных активов состоит из этапов:

1) Установление Потр - отраслевого показателя чистой прибыли (ЧП) с чистых материальных активов (ЧМА), представляющих собой остаточную балансовую стоимость активов за минусом кредиторской задолженности.

Показатель принимается на уровне среднего за несколько прошедших периодов, при этом следует стремится к наиболее представительной (максимально соответствующей ключевым параметрам оцениваемого предприятия) выборке предприятий отрасли.

Потр = ЧП / ЧМА

2) Вычисление показателя возможной величины чистой прибыли (Пвозм) с чистых материальных активов оцениваемого предприятия (ЧМАо). Для этого показатель Потр умножается на величину чистых материальных активов (по их рыночной стоимости) оцениваемого предприятия.

Пвозм = Потр * ЧМАо

Данный показатель характеризует ту величину получаемой прибыли, которая характерна для предприятия без учета его нематериальных активов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда я ...

Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно п ...

Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...