Классификация финансовых ресурсов экономического субъекта
Страница 6

Как отмечалось, целевая установка системы, реализуемые задачи определяют вход и выход системы, процессы формирования и использования финансовых ресурсов. Эти процессы взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга, и каждый из них оказывает влияние на состояние системы.

Предприятие осуществляет воспроизводство финансовых ресурсов в первую очередь посредством производственного процесса и здесь действует формула кругооборота капитала: Д-Т .П .Т'-Д', т. е. происходит приумножение стоимости через производственные процессы, посредством реализации функционального назначения финансовых ресурсов в данной сфере. Если же реализуется инвестиционная направленность, то формула воспроизводства приобретает вид: Д-И-Д', т. е. как фактор приумножения здесь рассматриваются инвестиции. Для этого могут быть использованы различные финансовые инструменты, приносящие прибыль.

В целях эффективного функционирования всей организации необходимы координация стадий воспроизводства элементов системы, увязка их взаимодействия во времени. Длительность стадии различных элементов различна, поэтому за один кругооборот отдельного элемента могут осуществляться несколько кругооборотов других элементов. Такая особенность воспроизводственного процесса элементов обусловливает различные показатели оборачиваемости (деловой активности) системы.

Помимо влияния элементов и межэлементных связей на структуру системы она определяется воздействием других системообразующих факторов. К внутренним факторам, принадлежащим самой системе отнесем следующие:

1. Внутренние источники финансовых ресурсов системы - источники, образуемые самой системой и принадлежащие ей, зависящие от масштабов и эффективности ее деятельности. Выступают как одна из составляющих аккумулируемой системой стоимости (см. п. 2 внешних факторов). Представлены прибылью и амортизационными отчислениями, а также образуются как результат эффективного управления поступающей извне стоимости. Как важнейший основополагающий элемент образования системы - определяют возможности по привлечению внешних средств, а также потенциальные возможности развития системы, ее положение и влияние на другие системы. Важность приобретают показатели, характеризующие долю собственных средств предприятия в их общей структуре, а также темпы прироста этого элемента в сопоставлении с другими.

Таким образом, источники финансовых ресурсов формируются за счет стоимости, которая может быть привлечена в пользование предприятием извне либо заработана.

2. Совокупность важнейших характеристик стоимости, используемых в системе элементов - издержки, прибыль, риск. Речь идет о рассмотренных ранее классификациях, где связи восприятия характеризуют факторы второго порядка. Поскольку движение стоимости определяется прибылью, то потенциальная прибыль является первичным сигналом к распределению ресурсов и именно она в дальнейшем выступает мотивом, «двигателем» развития системы. Издержки и риск тормозят это движение. Прибыль от использования ресурсов отражает потенцию движения ресурсов из системы. Издержки формирования ресурсов характеризуют сдерживание поступающих в систему ресурсов. Соотношение характеристик стоимости позволяет выявить «точки роста» и развития системы, а также «точки убыли» и разложения системы.

3. Структура сформированной системы и ее качественная характеристика. Реализуется менеджером (см. п. 3 внешних факторов) и предполагает набор правил и инструментов, запускающих механизм финансового роста. Речь идет об алгоритме рационального формирования (соотношение и взаимосвязь элементов, обусловленные в том числе вторым внутренним фактором) и использования (включая производственную или непроизводственную сферу функционирования элементов системы) финансовых ресурсов. Рациональная структура реализует принцип синергии.

Данные факторы влияют на функционирование системы, предопределяют ее сильные и слабые стороны, особенности реализации функций. Способность влиять на данные факторы означает управление развитием системы, ее существованием и качественными характеристиками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Смотрите также

Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими и организационными проблемами столкнуться ме ...

Управление и менеджмент
Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них ...

Технология планирования в сфере культуры
Планирование во многом занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материаль ...