Классификация финансовых ресурсов экономического субъекта
Страница 2

2) предосторожностью (для осуществления непредвиденных платежей);

3) спекулятивностью (для реализации выгодных инвестиций).

В качестве четвертой причины можно добавить стремление предприятия произвести благоприятное впечатление на потенциальных партнеров (повышение значения абсолютной ликвидности).

Аг (дебиторская задолженность сроком погашения до 12 мес. и прочие оборотные активы) - активы, имеющие некоторую ограниченность при использовании в качестве знаков стоимости. Развитие рыночных институтов (например, факторинговых компаний) и финансовых отношений расширяет возможности по использованию в качестве ресурсов этих активов.

Аз (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция, долгосрочные финансовые вложения) - могут быть приняты в качестве знаков стоимости в единичных случаях либо при достаточно высокой степени их ликвидности и востребованности на рынке. Их реализация и превращение в денежную форму длительны по времени и часто сопровождаются значительной скидкой.

А4 (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство) - используются в исключительных случаях (как правило, при несостоятельности плательщика) либо при создании и образовании нового предприятия. При переводе в денежную форму считаются трудно реализуемыми. Это не относится к уникальному оборудованию, известным торговым маркам, перспективным ноу-хау.

Особенности взаимного действия и восприятия этих структурных элементов системы определяют наличие необходимых средств для развития и ликвидности предприятия, а управление в рамках этой классификации преследует цель рационального и планомерного обеспечения его деятельности.

Только ресурсы группы Ai могут быть трансформированы в кратчайшие сроки и без потерь в любую другую необходимую форму. Особая роль ресурсов этой группы объясняется тем, что деньги, обладая (как правило) абсолютной ликвидностью, показывают потенциальные возможности по маневрированию ресурсами при принятии выгодных управленческих решений. Внешние требования рынка к моментальной оплате всеобщим эквивалентом (деньгами) подтверждаются также соответствующей структурой финансовых ресурсов предприятия и его возможностями.

Другие ресурсы, и в большей степени это относится к группам A3 и А4 показывают потенциальные возможности расширения системы и достраивания ее за счет дополнительных элементов (демонстрируя возможности роста системного образования за счет тождественных или близких по природе элементов).

Характерно, что исследователь процессов глобализации М. Г. Делягин называет передовые технологии (по формированию спроса, сознания потребителей) следующей после денег и финансовых активов эволюционной формой. Составляя перспективную и преимущественную форму содержания стоимости, они определяют конкурентное преимущество, формируют основу экономической власти и могущества в мировом разделении труда будущего. Такой подход приближает к пониманию финансовых ресурсов как знака распределяемой стоимости. Для предприятия важна форма (знак стоимости), представляющая ресурс.

Другим критерием систематизации элементов системы финансовых ресурсов является право собственности. Элементами в данном случае выступают ресурсы: собственные, заемные, временно привлеченные (используемые). На рис. 2 представлена схема действия и восприятия данных элементов финансовых ресурсов. Рис. 2 - Классификация элементов системы финансовых ресурсов

Рис. 2 - Классификация элементов системы финансовых ресурсов

в зависимости от права собственности Собственные ресурсы принадлежат самому хозяйствующему субъекту. Их использование дает право на участие в управлении предприятием, не влечет за собой утерю контроля над его деятельностью и не ограничено во времени. В практике хозяйствования эти ресурсы используются главным образом для финансирования основных фондов, долгосрочных инвестиций и частично для формирования оборотных средств. Право собственности

является важнейшим фактором мотивации к эффективному использованию финансовых ресурсов.

Заемные ресурсы не являются собственностью данного предприятия, их использование чревато потерей независимости. Они предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности, что в итоге обусловливает стремление к их более быстрой оборачиваемости. Умелое использование заемных ресурсов повышает эффективность собственного капитала предприятия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...

Инновации и разработка нового продукта
Один из определяющих моментов стратегического плана — вопрос о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств — единственный способ поддержания в ...