Преимущества и недостатки малого бизнеса
Страница 2

7. Совмещение нескольких профессий. Немало людей предпочита­ют быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер и т.д.). В малой фирме такие люди имеют возможность проявить себя как «многостаночники».

8. Преимущества при специфическом или персональном рынке. Бо­лее крупные конкуренты часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными органами. Малый бизнес в этом отношении более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия.

9. Сохранение предпринимательского духа. По сравнению с крупными корпорациями в малых фирмах больше проявляется ин­новационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в таких современных отраслях, как электроника, генная инженерия, компьютеры [13, с. 24-25].

Продолжением преимуществ малого предпринимательства являются его недостатки. У малых предприятий есть не­сколько слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Они обусловлены как раз тем, что этот бизнес является малым.

Первое слабое место — низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса, особенно частные, могут выделить незначительную часть капитала. Значительные сложности они испытывают, занимая капитал на сторо­не. Эти сложности вызваны стремлением малого бизнеса к независи­мости, которая существенно ограни­чивает возможности займа. Кроме того, ограничения связаны и с ус­ловиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска.

Второе слабое место — проигрыш в управленческих возможно­стях по сравнению с крупными предприятиями. Это означает, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с ме­неджером-профессионалом (хотя понятно, что в данном случае возможны исключения), так же как и с возможностями капитали­зации малого бизнеса.

Третье слабое место — невыгодные позиции в конкурентной борь­бе, несмотря на всю изворотливость малого бизнеса, его близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производст­ва, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды в экономике. Относительно скромные масштабы производст­ва и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение пред­ставителя малого бизнеса, делают его неспособным конкурировать на равных с крупным производством.

Четвертое слабое место — особенности кредитования малого бизнеса. У него ограниченные возможности в получении кредита, поскольку частные финансовые институты редко решаются креди­товать малый бизнес. Действительно, малый объем каждой сделки, экономическая нестабильность самих предприятий малого бизнеса, а также необходимость содержать специальные службы по проверке кредитоспособности таких предприятий, отличные от обычных, по­скольку такие проверки чрезвычайно сложно осуществлять (требу­ется разработка специальных методик и т.п.), делают кредитование малого бизнеса невыгодным.

Пятое слабое место — начало деятельности малого бизнеса. Дело не только в том, что нужен первоначальный капитал, а его, как правило, нет, но малый бизнес — это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствую­щими навыками, у которых эффективным бизнес становится дале­ко не сразу, а иногда и не с первого раза [22, с. 68].

Можно назвать еще ряд слабостей: трудности с проникновением на рынок ценных бумаг, когда малое предприятие — акционерное общество; необходимость оплаты консультаций при организации и ведении дела, а также обучения самого бизнесмена; проведение анализа ситуации на рынке; ведение бухгалтерского учета; пробле­мы с привлечением высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше — престиж, более высокая оплата); часто сверхурочная работа персонала; затруднения с получением крупного заказа, с организацией национального экс­порта; недогрузка основных фондов.

Таким образом, в современный период перехода от плановой экономики к рыноч­ному хозяйству особое значение приобретает развитие малого предпринимательства. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично ре­шать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыще­ния рынка потребительских товаров.

Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному. Но результат везде был получен одинаковый: массовой возник­новение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль и в экономической, и в социальной сфере.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Анализ макроокружения и его классификация
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взя­той организации. ...

Управление и менеджмент
Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них ...

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...