Преимущества и недостатки малого бизнеса
Страница 2

7. Совмещение нескольких профессий. Немало людей предпочита­ют быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер и т.д.). В малой фирме такие люди имеют возможность проявить себя как «многостаночники».

8. Преимущества при специфическом или персональном рынке. Бо­лее крупные конкуренты часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными органами. Малый бизнес в этом отношении более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия.

9. Сохранение предпринимательского духа. По сравнению с крупными корпорациями в малых фирмах больше проявляется ин­новационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в таких современных отраслях, как электроника, генная инженерия, компьютеры [13, с. 24-25].

Продолжением преимуществ малого предпринимательства являются его недостатки. У малых предприятий есть не­сколько слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Они обусловлены как раз тем, что этот бизнес является малым.

Первое слабое место — низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса, особенно частные, могут выделить незначительную часть капитала. Значительные сложности они испытывают, занимая капитал на сторо­не. Эти сложности вызваны стремлением малого бизнеса к независи­мости, которая существенно ограни­чивает возможности займа. Кроме того, ограничения связаны и с ус­ловиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска.

Второе слабое место — проигрыш в управленческих возможно­стях по сравнению с крупными предприятиями. Это означает, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с ме­неджером-профессионалом (хотя понятно, что в данном случае возможны исключения), так же как и с возможностями капитали­зации малого бизнеса.

Третье слабое место — невыгодные позиции в конкурентной борь­бе, несмотря на всю изворотливость малого бизнеса, его близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производст­ва, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды в экономике. Относительно скромные масштабы производст­ва и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение пред­ставителя малого бизнеса, делают его неспособным конкурировать на равных с крупным производством.

Четвертое слабое место — особенности кредитования малого бизнеса. У него ограниченные возможности в получении кредита, поскольку частные финансовые институты редко решаются креди­товать малый бизнес. Действительно, малый объем каждой сделки, экономическая нестабильность самих предприятий малого бизнеса, а также необходимость содержать специальные службы по проверке кредитоспособности таких предприятий, отличные от обычных, по­скольку такие проверки чрезвычайно сложно осуществлять (требу­ется разработка специальных методик и т.п.), делают кредитование малого бизнеса невыгодным.

Пятое слабое место — начало деятельности малого бизнеса. Дело не только в том, что нужен первоначальный капитал, а его, как правило, нет, но малый бизнес — это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствую­щими навыками, у которых эффективным бизнес становится дале­ко не сразу, а иногда и не с первого раза [22, с. 68].

Можно назвать еще ряд слабостей: трудности с проникновением на рынок ценных бумаг, когда малое предприятие — акционерное общество; необходимость оплаты консультаций при организации и ведении дела, а также обучения самого бизнесмена; проведение анализа ситуации на рынке; ведение бухгалтерского учета; пробле­мы с привлечением высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше — престиж, более высокая оплата); часто сверхурочная работа персонала; затруднения с получением крупного заказа, с организацией национального экс­порта; недогрузка основных фондов.

Таким образом, в современный период перехода от плановой экономики к рыноч­ному хозяйству особое значение приобретает развитие малого предпринимательства. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично ре­шать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыще­ния рынка потребительских товаров.

Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному. Но результат везде был получен одинаковый: массовой возник­новение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль и в экономической, и в социальной сфере.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...

Эволюция теории менеджмента
Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя ...

Заключение
Обеспечение устойчивого экономического роста в Республике Беларусь во многом зависит от того, в какой мере задействован предпринимательский потенциал в стране. Развитие цивилизованного малого бизне ...