Преимущества и недостатки малого бизнеса
Страница 1

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их тех­нологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значи­тельными объемами производства, и отрасли, для которых не тре­буются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных с тенденцией к мо­нопольным структурам и небольших, складывающихся под влияни­ем многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, тру­довыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов обо­рудования к кооперации множества работников. Малых и средних предприятий в странах с рыночной экономикой особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских то­варов и оказанием услуг.

Малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные, способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они имеют еще ряд преимуществ, особенно привлекательных для региона, где осуществляют свою предпринимательскую деятель­ность:

1) ориентация производителя в основном на местный рынок;

2) поддержание занятости населения и создание новых рабочих мест;

3) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям;

4) небольшой первоначальный объем инвестиций [13, с. 23].

У предприятий малого бизнеса меньшие сроки создания и регистрации предприятия, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, вне­дрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания ручного и машинного труда.

Но, обладая указанными преимуществами, малые предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, кото­рую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается разорением многих существующих. Они на рынке находятся в худших конкурентных условиях по срав­нению с крупными, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень квалификации кадров. Сложнее обстоит дело и с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок.

Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетент­ность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и всесторонней систе­мы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития.

Перечислим некоторые положительные свойства малого бизнеса.

1. Независимость действий. Предприниматель никому не подчиняется. В большинстве малых фирм управленче­ская иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергич­ному и инициативному предпринимателю.

2. Возможность более гибких и оперативных решений. По сравне­нию с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, что позволяет быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам (при условии наличия достаточных финансовых и других возможностей).

3. Адаптация к особенностям местных условий. Предпри­ниматель идеально организован и приспособлен для изучения по­желаний, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

4. Более низкие операционные расходы. По сравнению с крупны­ми корпорациями малые фирмы несут относительно более низкие расходы на свое содержание и обслуживание (сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование низкие управленческие расходы).

5. Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное по­лучение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса.

6. Долгосрочные выгоды. Вкладывая средства в дела своей фир­мы, предприниматель может рассчитывать, что, если дела идут ус­пешно, он всегда может выгодно продать дело в случае не­обходимости. Этот фактор привлекает многих предпринимателей.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими и организационными проблемами столкнуться ме ...

Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда я ...

Cтруктура предприятия
Моя организация – малая , частная , строительная фирма “ЭОЛ-М” организованная в 1995 году группой частных лиц , которые решили отделиться от более крупной государственной организации . ...