Два примераМенеджмент: стратегия и тактика / Выведение компании из кризиса / Два примераСтраница 1
Рассмотрим применение данных техник и связанные с ними ограничения на примере производящей химикаты промышленного назначения компании Chemco (табл. 13.1.) и Pharmco (табл. 13.2) — высокоприбыльной компании, которая выпускает фармацевтические препараты, отпускаемые только по рецепту врача. Проблемы Chemco связаны с тем, что появление новых товаров и агрессивная конкуренция привели к уменьшению ее доли рынка и прибыли. Стратегический дрейф начался после того, как компании не удалось адаптироваться к изменениям в рыночной среде. Pharmco столкнулась с проблемами совершенно иного рода. Ее менеджеры понимают, что трансформации рыночной среды неизбежны, поэтому они стремятся предотвратить снижение прибыльности и добиться стабильного роста производства. Анализ тенденций развития рынка медицинских услуг позволяет предсказать 10%-ное снижение объема продаж и цен на выпускаемые препараты в течение последующих 5 лет. В табл. 13.2. показано, что если компания не предпримет ответных мер, ее прибыль сократиться с GBP 96 млн до GBP 20 млн. Если менеджерам не удастся предотвратить снижение объема продаж и цен, то для сохранения объема прибыли необходимо сокращение издержек на 25%. Если компания планирует сохранить уровень расходов на проведение исследований и разработок, иные затраты должны быть сокращены на 30%. Проблема, с которой столкнулась компания, весьма серьезна. Для ограничения краткосрочных убытков Pharmco нуждается в стратегии консолидации, а для повышения чистой прибыли и нахождения новых областей развития — в долгосрочной стратегии трансформации.
Таблица 13.2. Pharmco: эффект снижения цен и объема продаж
Сокращение постоянных издержек
Постоянные издержки включают в себя затраты на заработную плату вспомогательного персонала и менеджеров, ведение хозяйственных дел, исследования и конструкторские разработки, амортизацию, отопление и освещение, большую часть торговых и маркетинговых расходов. Мероприятия по сокращению постоянных издержек должны быть направлены на ускорение долгосрочного процесса трансформации. Прежде всего, руководству необходимо проанализировать бизнес-портфель компании и определиться с основными направлениями ее деятельности в будущем. Затем менеджеры выбирают желаемый тип корпоративной культуры. Ликвидация бюрократических препон, усовершенствование систем, рационализация производственных мощностей, сокращение тех видов работ, которые не прибавляют ценности товару, продвинут стратегию трансформации и значительно снизят объем постоянных издержек. Даже небольшое сокращение постоянных издержек значительно повышает показатель прибыли на продажи. Как показывает табл. 13.3., 5%–ное сокращение постоянных издержек приводит к повышению чистой прибыли компании Chemco на GBP 4 млн или на 31%. По прогнозу в будущем периоде чистая прибыль Pharmco должна снизиться до GBP 20 млн (табл. 13.2.), но сокращение постоянных издержек на 5% приведет к ее увеличению на GBP 13 млн или на 65%. Избыточные издержки необходимо сокращать, однако на практике уменьшение накладных расходов не оказывает существенного влияния на уровень прибыли.
Таблица 13.3. Влияние 5% изменений на прибыльность компании
Сокращение переменных издержек
Объем переменных издержек (расходы на сырье и материалы, энергию, живой труд) прямо пропорционален объему продаж. Возможности для их снижения обычно открывает тщательный анализ цепочки снабжения: переключение на более дешевые источники поставок, проведение функционально-стоимостного анализа, ограничение круга поставщиков, централизация и более эффективные переговоры по ценам.
В Chemco на переменные издержки приходится значительная доля общей стоимости продукции, поэтому их небольшое снижение принесет огромный эффект: 5%-ное сокращение переменных издержек приведет к повышению прибыли на 90% (табл. 13.3.). Для Pharmco, в которой доля данных издержек невелика, эффект небольших сокращений не столь значителен. В компаниях, переживающих кризис, снижение переменных издержек обычно является единственным способом увеличения прибыли.
Смотрите также
Эволюция теории менеджмента
Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя ...
PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или
связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний,
государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем
90-летнюю ...
Заключение
Анализ среды — это очень
важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий
внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и
установления связ ...