Управление товарными запасами и их учет
Страница 1

Учет товарных запасов — один из основных вопросов в управлении распределением товаров. В идеале компания должна иметь достаточные запасы произведенной продукции, позволяющие немедленно выполнять заказы покупателей. Если на складе отсутствует необходимый товар, продажа не состоится, и недовольный потребитель обратится к вашему конкуренту — и, возможно, откажется от ваших услуг навсегда. С другой стороны, расходы на поддержание товарных запасов (складирование, страхование и порча товара) могут быть чрезвычайно высокими и существенно снижают прибыль. Для большинства компаний немедленное выполнение всех заказов нереально, прежде всего, с финансовой точки зрения. Таким образом, цель управления товарным запасами — нахождение оптимального баланса между обслуживанием покупателя и издержками на поддержание дополнительных запасов.

Учет товарных запасов основывается на двух взаимосвязанных вопросах: объем заказываемой партии и сроки повторного заказа. При определении объема запасов необходимо найти баланс между издержками по поддержанию товарного запаса с издержками упущенного сбыта. Большие заказы уменьшают вероятность быстрого истощения товарного запаса, но увеличивают его объем. Например, если годовой спрос на товар составляет 1000 единиц, а партия повторного заказа — 500 единиц, средний товарный запас равен 250 единицам, а вероятность его истощения равна 2. Однако если объем партии повторного заказа будет составлять 100 товарных единиц, средний товарный запас составит 50 единиц, но вероятность его истощения увеличится до 10 раз в год.

Вычислить оптимальный баланс позволяет формулы экономичного размер заказа (ЭРЗ): [120]

где S = годовой объем продаж в товарных единицах, Y = стоимость

где S = годовой объем продаж в товарных единицах, Y = стоимость одного заказа, С = стоимость одной товарной единицы и I = расходы на поддержание товарного запаса в процентах к С.

Предположим, что годовой объем продаж составляет 1200 товарных единиц в год, а стоимость одного заказа и издержки упущенного сбыта из-за истощения товарного запаса также в расчете на один заказ составляют GBP 75. Если издержки на поддержание товарного запаса составляют 25%, а стоимость одной товарной единицы — GBP 6, экономичный объем заказа составит 346 товарных единиц. Из формулы хорошо видно, что при повышении расходов на поддержание товарного запаса чистая прибыль снижается и ЭРЗ уменьшается.

Эта формула эффективна тогда, когда товарный запас может пополняться немедленно, однако в большинстве случаев данное допущение не соответствует действительности. Обычно практикуется следующий метод расчета времени выполнения заказа и прогнозирования спроса на протяжении периода производства и доставки. Предположим, что компании для сохранения конкурентоспособности необходимо 98%-е наличие товара на складе. При нормальном распределении товара 2%-ная вероятность отсутствия товара на складе выражается в 2,05 единицах стандартного отклонения спроса. Учитывая, что показатель стандартного отклонения спроса в период выполнения заказа составляет 20 единиц, необходимый объем дополнительного товарного запаса определяется как 20 х 2,05 = 41 товарная единица (рис.11.12).

Начальный товарный запас на рис. 11.12 составляет 387 единиц,

Начальный товарный запас на рис. 11.12 составляет 387 единиц, из которых 346 (Q1) относятся к ЭРЗ, а оставшаяся 41 единица — к дополнительному запасу. Точка повторного заказа определяется при помощи суммирования дополнительного товарного запаса и среднего показателя спроса в период выполнения заказа. В этом случае недельный сбыт составляет 23 товарные единицы (1200/52 недели), а время выполнения заказа — 4 недели. Отсюда получаем показатель спроса во время выполнения заказа — 92 товарные единицы (4 x 23). Соответственно, точка повторного заказа составит 133 товарные единицы (41 + 92), и новые заказы необходимо будет делать тогда, когда уровень запасов упадет ниже этой точки. Во время первого цикла повторного заказа, уровень запасов при дополнительном спросе падает настолько сильно по отношению к точке повторного заказа, что для восполнения дополнительного товарного запаса до 41 единицы размер повторного заказа (Q2) должен будет превышать ЭРЗ. Во время второго цикла неожиданно высокий уровень спроса ведет к истощению товарных запасов независимо от дополнительного запаса. Если сроки доставки постоянно варьируются, появляется необходимость в дополнительном запасе товаров, позволяющем контролировать дефицит продукции.

Страницы: 1 2

Смотрите также

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...

Mалый бизнес
Значительное место в программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса, в том числе малого. Те функции, которые вы­полняют малые предприятия в рыночной эко ...