Управление товарными запасами и их учетМенеджмент: стратегия и тактика / Управление маркетинговыми каналами / Управление товарными запасами и их учетСтраница 1
Учет товарных запасов — один из основных вопросов в управлении распределением товаров. В идеале компания должна иметь достаточные запасы произведенной продукции, позволяющие немедленно выполнять заказы покупателей. Если на складе отсутствует необходимый товар, продажа не состоится, и недовольный потребитель обратится к вашему конкуренту — и, возможно, откажется от ваших услуг навсегда. С другой стороны, расходы на поддержание товарных запасов (складирование, страхование и порча товара) могут быть чрезвычайно высокими и существенно снижают прибыль. Для большинства компаний немедленное выполнение всех заказов нереально, прежде всего, с финансовой точки зрения. Таким образом, цель управления товарным запасами — нахождение оптимального баланса между обслуживанием покупателя и издержками на поддержание дополнительных запасов.
Учет товарных запасов основывается на двух взаимосвязанных вопросах: объем заказываемой партии и сроки повторного заказа. При определении объема запасов необходимо найти баланс между издержками по поддержанию товарного запаса с издержками упущенного сбыта. Большие заказы уменьшают вероятность быстрого истощения товарного запаса, но увеличивают его объем. Например, если годовой спрос на товар составляет 1000 единиц, а партия повторного заказа — 500 единиц, средний товарный запас равен 250 единицам, а вероятность его истощения равна 2. Однако если объем партии повторного заказа будет составлять 100 товарных единиц, средний товарный запас составит 50 единиц, но вероятность его истощения увеличится до 10 раз в год.
Вычислить оптимальный баланс позволяет формулы экономичного размер заказа (ЭРЗ): [120]
где S = годовой объем продаж в товарных единицах, Y = стоимость одного заказа, С = стоимость одной товарной единицы и I = расходы на поддержание товарного запаса в процентах к С.
Предположим, что годовой объем продаж составляет 1200 товарных единиц в год, а стоимость одного заказа и издержки упущенного сбыта из-за истощения товарного запаса также в расчете на один заказ составляют GBP 75. Если издержки на поддержание товарного запаса составляют 25%, а стоимость одной товарной единицы — GBP 6, экономичный объем заказа составит 346 товарных единиц. Из формулы хорошо видно, что при повышении расходов на поддержание товарного запаса чистая прибыль снижается и ЭРЗ уменьшается.
Эта формула эффективна тогда, когда товарный запас может пополняться немедленно, однако в большинстве случаев данное допущение не соответствует действительности. Обычно практикуется следующий метод расчета времени выполнения заказа и прогнозирования спроса на протяжении периода производства и доставки. Предположим, что компании для сохранения конкурентоспособности необходимо 98%-е наличие товара на складе. При нормальном распределении товара 2%-ная вероятность отсутствия товара на складе выражается в 2,05 единицах стандартного отклонения спроса. Учитывая, что показатель стандартного отклонения спроса в период выполнения заказа составляет 20 единиц, необходимый объем дополнительного товарного запаса определяется как 20 х 2,05 = 41 товарная единица (рис.11.12).
Начальный товарный запас на рис. 11.12 составляет 387 единиц, из которых 346 (Q1) относятся к ЭРЗ, а оставшаяся 41 единица — к дополнительному запасу. Точка повторного заказа определяется при помощи суммирования дополнительного товарного запаса и среднего показателя спроса в период выполнения заказа. В этом случае недельный сбыт составляет 23 товарные единицы (1200/52 недели), а время выполнения заказа — 4 недели. Отсюда получаем показатель спроса во время выполнения заказа — 92 товарные единицы (4 x 23). Соответственно, точка повторного заказа составит 133 товарные единицы (41 + 92), и новые заказы необходимо будет делать тогда, когда уровень запасов упадет ниже этой точки. Во время первого цикла повторного заказа, уровень запасов при дополнительном спросе падает настолько сильно по отношению к точке повторного заказа, что для восполнения дополнительного товарного запаса до 41 единицы размер повторного заказа (Q2) должен будет превышать ЭРЗ. Во время второго цикла неожиданно высокий уровень спроса ведет к истощению товарных запасов независимо от дополнительного запаса. Если сроки доставки постоянно варьируются, появляется необходимость в дополнительном запасе товаров, позволяющем контролировать дефицит продукции.
Смотрите также
Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций.
Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки
рекламных кампаний, мероприятий по про ...
Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей
потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не
удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...
Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников
(фандрейзинг)
Упоминавшаяся проблема «сшивания»
бюджетных денег со средствами из других источников применительно к сфере
представляет особо выраженный интерес в плане технологии ее решения.
Речь идет о технологи ...