Определение потребности в оборотном капитале и оценка эффективности его использования
Финансовый менеджмент / Основы финансового менеджмента / Управление финансовым обеспечением воспроизводственного процесса организации / Определение потребности в оборотном капитале и оценка эффективности его использования
Страница 1

До получения выручки от реализации продукции оборотные средства являются источником финансирования текущих производственных затрат предприятия. Оптимальная обеспеченность оборотными средствами ведет к минимизации затрат, ритмичности и слаженности работы предприятия. Завышение оптимальной величины оборотных средств ведет к излишнему их отвлечению в запасы, к отвлечению ресурсов, поскольку возникают дополнительные затраты на хранение и складирование, на уплату налога на имущество. Занижение же приводит к перебоям в производстве и реализации, к невыполнению предприятием своих обязательств. В любом случае неоптимальная величина средств означает нерациональное использование финансовых ресурсов. По возможности управления оборотными средствами они классифицируются на нормируемые и ненормируемые.

Нормируемыми являются только собственные оборотные средства, но не все, а лишь оборотные производственные фонды и частично фонды обращения в виде готовой продукции на складе. К ненормируемым относятся остальные элементы фондов обращения: товары отгруженные, денежные средства и средства в расчетах. Нормирование - это установление оптимальной величины оборотных средств, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности предприятия. На базе производственного плана разрабатывается смета затрат на производство, в которой определяется возможная себестоимость продукции, в основу определения потребности в оборотных средствах закладывается смета затрат.

Существуют несколько методов расчета нормативов оборотных средств:

1) Метод прямого счета, является наиболее точным, обоснованным, трудоемким, т.к. основан на определении научно-обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборотных средств, т.е. стоимостного выражения запаса, который рассчитывается по каждому их элементу (частные нормативы) и в целом по нормируемым средствам (совокупный норматив).

2) Аналитический метод (опытно-статистический) предполагает укрупненный расчет оборотных средств в размере их среднефактических остатков. Он предполагает учет различных факторов, влияющих на организацию и формирование оборотных средств, и используется в случаях, когда не предполагаются существенные изменения в условиях работы и средства, вложенные в материальные запасы, имеют большой удельный вес.

3) Коэффициентный метод основан на определении нового норматива на базе имеющегося с учетом поправок на изменение объема продукции. При этом все запасы и затраты подразделяются на две группы:

-зависящие от объема производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство и готовую продукцию на окладе);

-не зависящие от объема производства (запасные части, расходы будущих периодов).

По зависящим от объема производства элементам потребность планируется исходя из их размеров в базисном году, темпов роста производства и возможного ускорения оборачиваемости. По остальным элементам запасов и затрат плановая потребность определяется на уровне их среднефактических остатков.

Основным методом является метод прямого счета, при нем процесс нормирования включает несколько этапов:

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда я ...

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...

Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами.
Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокруже­ние и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состо ...