Сущность управления стрессами и изменениями организации
Общая теория менеджмента / Управление конфликтами, стрессами и изменениями / Сущность управления стрессами и изменениями организации
Страница 2

2. Конфликт ролей - предъявление работнику противоречивых требований, например, продавец должен обслуживать клиента и срочно заполнять полки товаром, за которым надо идти на склад. Или в результате нарушения принципа единоначалия один начальник требует увеличения объема работ, а другой - качества, говоря, что лучше меньше, но безупречнее. Или в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации;

3. Неопределенность ролей - работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, в данном случае требования не противоречивы, а уклончивы и неопределенны;

4. Неинтересная работа - оценивающие свою работу как неинтересную проявляют больше беспокойства и чаще болеют. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у исполнителей различны.

Наряду с этими причинами, стресс может возникнуть по многим другим, например, плохого освещения, чрезмерного шума, низкой температуры в помещении и т.д.

Большинство людей может самостоятельно управлять стрессовыми ситуациями, понижать вероятность стресса, соблюдая надлежащий режим дня, питания, поддерживая себя в хорошей форме посредством физических упражнений, достижения общего равновесия в жизни, увлеченности.

Карл Албрехт разработал для менеджеров характеристики стрессового и нестрессового стилей жизни, на которые следует ориентироваться при управлении стрессами (см. табл. 8.3).

Таблица 8.3.

Сопоставление стрессового и нестрессового стилей жизни [16, С.552 с некоторыми сокращениями и корректировками автора] Окончание табл. 8.3.

Окончание табл. 8.3. Каждый человек принимает участие во многих видах деятельности вне организации.

Каждый человек принимает участие во многих видах деятельности вне организации. Личная жизнь тоже чревата стрессами, которые оказывают негативное влияние на эффективность трудовой деятельности в организации. В таблице 8.3 сделана попытка выделить относительное значение нестрессового стиля жизни, вызванного часто встречающимися ситуациями в личной жизни.

Любой чрезмерный стресс снижает эффективность деятельно-сги работника.

Специалисты менеджмента стран зрелой рыночной экономики рекомендуют людям, страдающим от дистресса, методы управления стрессами, снижающие его уровень:

• анализ приоритетов в работе дома и в организации; что надо делать сегодня и прежде всего, что можно сделать позднее, а что сделать в том случае, если найдете время;

• не будьте «безотказным» человеком, пересматривайте полученные задания и аргументируйте свои возможности;

• старайтесь налаживать хорошие отношения с окружающими, а с людьми, от которых зависит Ваше благополучие и несгрессовое состояние, - особенно эффективные и надежные отношения; научите их уважать Ваши приоритеты, рабочую нагрузку и давать аргументированные поручения;

• обсуждайте связанные с заданиями вопросы, выбирая нестрессовые тактику и стратегию;

• обязательно ежедневно находите время для отдыха, расслабления, приятных мыслей, чтобы освежить свой мозг;

• не становитесь в позу жалующегося, обсуждая чувство скуки или отсутствия интереса к тому или иному виду деятельности, знайте себе цену;

• умейте управлять изменениями, происходяшими в Вас и координировать их с другими изменениями, например, происходящими в организации. Однако эффективное управление изменениями является одной из самых трудных, но и престижных задач, которую нельзя ре-шигь формально, пользуясь заученными рекомендациями. Необходимо досконально знать сущность организации, значимость переменных факторов, которые отличают одну ситуацию от другой.

Управление изменениями будет эффективнее, если знать рекомендации специалистов. Например, Лэрри Грейнер разработал модель процесса успешного управления организационными изменениями (см. рис. 8.8): Рис. 8.8. Модель успешного проведения организационных изменений[16, С.534]

Рис. 8.8. Модель успешного проведения организационных изменений[16, С.534]

Побуждение и давление - первый этап состоит в доведении до сознания руководства необходимости изменений, вызванных либо внутренними факторами (рост себесгоимосги продукции, услуг, снижение производительности труда, рост текучести кадров, дисфункциональные конфликты, большое количество жалоб работников, частые дистрессы среди них и т.д.), либо внешними (возросшая конкуренция, появление новых законодательных актов).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно п ...

Виды специальных событий и общественных мероприятий
Рассмотрим основные виды специальных событий, наиболее часто встречающихся социальных мероприятий, их роль и значение, а также специальные требования к их подготовке и проведению. ...

Автоматизация управленческого учета
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприяти ...