Жизненный цикл и типы организацийОбщая теория менеджмента / Организация как система управления / Жизненный цикл и типы организацийСтраница 2
1. Разделение труда и «специализация» - горизонтальная специализация (материально-техническое снабжение, производство, сбыт) и вертикальная специализация (разделение работ по уровням иерархии как в целом в организации, так и в её отдельных подразделениях).
ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИСНОГО БИЗНЕСА:
Рис. 2.1. Схема классификации организаций сервисного бизнеса
2. Департаментализация - линейная (относительная автономность в работе) и матричная (баланс компромисса между делением и объединением в группы работ вокруг ресурсов и результатов).
3. Выражение отношений, т.е связи в организации - вертикаль-ные (соединяют иерархические уровни в организации и её подразделениях) и горизонтальные (между двумя и более подразделениями организации).
4. Масштаб управляемости - широкий (максимально возможная численность подчиненных на одного руководителя и минимальное число уровней иерархии); узкий (минимальная численность подчиненных у одного руководителя).
5. Структура власти - иерархия в организации и её звенность, «этажность» организации (9-12 уровней).
6. Распределение прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии - 1-ая система строится на основе принципа единства подчинения (ее схемы похожи на «елочку») - исполнитель получает распоряжения о работе только от одного начальника; 2-ая система двойного или множественного подчинения «матрешка» -права и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают права и ответственность всех нижестоящих руководителей, например опричнина при Иване Грозном, осуществляла то-тальный контроль.
Каждая организация - это открытая система, т.к. не может существовать автономно. Взаимосвязь с внешней средой является одной из самых значимых характеристик организации. Внешняя среда классифицируется на:
1. Деловое (операционное) окружение, например:
• конкуренты;
• поставщики;
• потребители.
2. Фоновое окружение (общее), например:
• политически-правовое;
• экономическое;
• социально-демографическое;
• экологическое и природно-географическое;
• научно-техническое и информационное;
• технологическое;
• культурно-образовательное;
• международное.
Зависимость от внешней среды, которая не подчиняется руководству организации и постоянно меняется, является главной причиной отсутствия абсолютных правил в менеджменте.
На деловое окружение организация может оказывать непосредственное воздействие, а на фоновое - нет, но сама организация должна быть готова к влиянию фоновой среды. Подробнее об элементах организаций и процесса управления см. [16, С. 25-60 и 88-162]
В развитии организации (как и любой социально-экономии-ческой системах) существуют жизненные циклах (см. рис. 2. 2.).
Рис. 2.2. Схема жизненного цикла организации
В настоящее время в литературе по менеджменту рассматриваются различные подходы к выделению жизненных циклов развития организаций. Наиболее рациональным является выделение пятиэтапного жизненного цикла развития. Каждому из этапов соответствуют онределенные особенности, состояния организации, характеризующие ее тип (см. рис. 2.3.)
Смотрите также
Управление и менеджмент
Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них ...
Инновации и разработка нового продукта
Один из определяющих моментов стратегического плана — вопрос
о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное
внедрение новшеств — единственный способ поддержания в ...
Технология планирования в сфере культуры
Планирование во многом занимает
центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и
содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование,
материаль ...