Жизненный цикл и типы организаций
Страница 2

1. Разделение труда и «специализация» - горизонтальная специализация (материально-техническое снабжение, производство, сбыт) и вертикальная специализация (разделение работ по уровням иерархии как в целом в организации, так и в её отдельных подразделениях).

ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИСНОГО БИЗНЕСА: Рис. 2.1. Схема классификации организаций сервисного бизнеса

Рис. 2.1. Схема классификации организаций сервисного бизнеса

2. Департаментализация - линейная (относительная автономность в работе) и матричная (баланс компромисса между делением и объединением в группы работ вокруг ресурсов и результатов).

3. Выражение отношений, т.е связи в организации - вертикаль-ные (соединяют иерархические уровни в организации и её подразделениях) и горизонтальные (между двумя и более подразделениями организации).

4. Масштаб управляемости - широкий (максимально возможная численность подчиненных на одного руководителя и минимальное число уровней иерархии); узкий (минимальная численность подчиненных у одного руководителя).

5. Структура власти - иерархия в организации и её звенность, «этажность» организации (9-12 уровней).

6. Распределение прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии - 1-ая система строится на основе принципа единства подчинения (ее схемы похожи на «елочку») - исполнитель получает распоряжения о работе только от одного начальника; 2-ая система двойного или множественного подчинения «матрешка» -права и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают права и ответственность всех нижестоящих руководителей, например опричнина при Иване Грозном, осуществляла то-тальный контроль.

Каждая организация - это открытая система, т.к. не может существовать автономно. Взаимосвязь с внешней средой является одной из самых значимых характеристик организации. Внешняя среда классифицируется на:

1. Деловое (операционное) окружение, например:

• конкуренты;

• поставщики;

• потребители.

2. Фоновое окружение (общее), например:

• политически-правовое;

• экономическое;

• социально-демографическое;

• экологическое и природно-географическое;

• научно-техническое и информационное;

• технологическое;

• культурно-образовательное;

• международное.

Зависимость от внешней среды, которая не подчиняется руководству организации и постоянно меняется, является главной причиной отсутствия абсолютных правил в менеджменте.

На деловое окружение организация может оказывать непосредственное воздействие, а на фоновое - нет, но сама организация должна быть готова к влиянию фоновой среды. Подробнее об элементах организаций и процесса управления см. [16, С. 25-60 и 88-162]

В развитии организации (как и любой социально-экономии-ческой системах) существуют жизненные циклах (см. рис. 2. 2.). Рис. 2.2. Схема жизненного цикла организации

Рис. 2.2. Схема жизненного цикла организации

В настоящее время в литературе по менеджменту рассматриваются различные подходы к выделению жизненных циклов развития организаций. Наиболее рациональным является выделение пятиэтапного жизненного цикла развития. Каждому из этапов соответствуют онределенные особенности, состояния организации, характеризующие ее тип (см. рис. 2.3.) Рис. 2.3. Жизненные циклы и типы штатного развития организации [1, с.120 с некоторыми

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Автоматизация управленческого учета
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприяти ...

Стихийные бедствия
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут прино ...

Учет, отчетность и контроль
Учет, отчетность и контроль являются частью информационного механизма менеджмента, связанного с характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет — это характеристика итогов деятельнос ...