Основные деловые способности компанииМенеджмент: стратегия и тактика / Выведение компании из кризиса / Основные деловые способности компанииСтраница 1
Производитель уникальных товаров и услуг должен обладать соответствующими основными компетенциями, специализированными, не поддающимися копированию навыками. В формировании основных деловых способностей компании, которые состоят из знаний и установившейся практики, созданных на основе устоявшихся отношений сотрудников компании, поставщиков, покупателей и остальных компаний, вовлеченных в эту же деятельность, обычно участвуют несколько поколений работников. Основные компетенции, деловые способности или «организационная архитектура» позволяют компании гибко реагировать на изменение среды, осуществляя быстрый обмен информацией[143].
Примеры таких «архитектурных произведений» — компании Toyota, Marks & Spencer, Siemens, SKF и GE. Аналогичное «здание» желательно возвести и выходящим из кризиса компаниям. Проблема заключается в том, что на построение и объединение систем знаний могут потребоваться десятилетия. Появляющиеся «ниоткуда» и демонстрирующие впечатляющие темпы роста объемов продаж и прибыли, компании обычно уходят в небытие, как «метеориты» из потока рыночных возможностей. Пока компания не построит систему, основанную на знании и доверии, ей вряд ли удастся сохранить высокие темпы развития, особенно в случае, когда внешние возможности иссякают и их придется создавать самостоятельно.
Все организации обладают знаниями и навыками, но к основным относятся только те из них, которые сумеют пройти тройную проверку. Во-первых, они предлагают потребителям неоспоримые преимущества. Например, сильному торговому персоналу компании Glaxo принадлежит важная роль в процессе продаж. Но он не относится к ее основной компетенции, так как врачи выписывают пациентам лекарства руководствуясь собственными соображениями, а не под влиянием дара убеждения торговых агентов. Реальные основные деловые способности Glaxo — компетентность в области исследований и разработок. Во-вторых, основная компетенция компании уникальна. Если аналогичными навыками обладают и конкуренты, основные деловые способности компании вряд ли послужит основой создания конкурентного преимущества. В-третьих, компетенции компании должны обеспечивать ей доступ к новым рынкам в будущем. Нельзя определять необходимые навыки относительно конкретных товаров, которые с развитием технического прогресса и изменением потребностей неизбежно устаревают.
Концепция развития призвана подсказать менеджменту, направления развития новых основных компетенций. При создании модели основных деловых способностей и рынка Г. Хэмел и К. Прахалад использовали известную матрицу И. Ансоффа (рис. 13.7), включающую в себя 4 типа возможностей:[144]
Заполнение «пробелов». Имеются в виду возможности ввода новых товаров на уже имеющиеся у компании рынки, которые могут быть созданы путем более эффективного использования основных компетенций, когда одна бизнес-единица компании делится своей компетенцией с другой. Например, компания Burmah Castrol использовала навыки разработки новых марок, которыми обладал филиал компании, выпускавший автомобильные смазочные материалы, для создания новых возможностей в области маркировки специализированных химикатов. Создание новых возможностей происходит благодаря потоку идей, возникающему между бизнес-единицами. Так как эти возможности основываются на уже имеющихся основных деловых способностях компании и рынках, зачастую они являются наиболее легко реализуемыми и наименее рискованными.
Основные компетенции плюс десять новых. К этому типу возможностей относятся новые основные деловые способности, которые необходимо приобрести компании, чтобы в будущем остаться лидером на уже имеющихся у нее рынках. Например, фармацевтическая компания Zeneca сконцентрировала усилия на приобретении навыков по консультированию в области лечения болезней, будучи уверенной, в том, что службе здравоохранения необходимы не только лекарства, но и партнеры, способные предоставить эффективные методы лечения и профилактики заболеваний (рака, астмы) путем интеграции диагностики, расходов на медицинское обслуживание и госпитализации.
Смотрите также
Проблемы российского бизнеса и способы их решения
Существует определенный набор проблем, с которыми рано или поздно сталкивается
любой владелец бизнеса. Подбор кадров, организация управления, контроль работников
– вот только некоторые из них. Сущ ...
Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций.
Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки
рекламных кампаний, мероприятий по про ...
Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация
компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно
в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...