Единое предприятие

Наконец, многие руководители совершают ошибку полагая, что для присвоения гордого титула (компании ориентированной на маркетинг(, достаточно организовать в ней одноименный отдел и наделить его широкими полномочиями. Не совсем так. Маркетинг — это философия предпринимательства, согласно которой в центре системы находится потребитель, а не отдел маркетинга. Философия маркетинга гласит, что задача каждого сотрудника компании — делать все возможное для удовлетворения потребностей покупателей. Для того чтобы не допустить отношения к маркетингу как к узко специальной дисциплине, некоторые предприятия вообще отказались от практики создания отделов маркетинга. Например, компания Marks & Spencer, оперирующая на рынках семи стран и поставляющая товары еще тридцати, товарооборот которой составляет GBP 10 млрд, вообще не имеет специалистов по маркетингу. В то же время, она пользуется заслуженной репутацией фирмы с наиболее квалифицированным менеджментом. Ее руководители считают, что основная задача всех сотрудников — удовлетворение нужд потребителей. Они полностью согласны со словами президента компании Hewlett-Packard о том, что «маркетинг — слишком серьезное дело, чтобы доверить его одному отделу». Питер Друкер изложил эту идею развернуто:

Маркетинг — основа основ всей предпринимательской деятельности. Его нельзя рассматривать как некую функцию, выполняемую отдельным подразделением наравне с производством или управлением персоналом. Безусловно, маркетинг предполагает решение определенных задач и выполнения комплекса мероприятий. Однако, прежде всего, маркетинг — доминирующая стратегия, которой призваны следовать все структуры предприятия. Маркетинг — совокупная деятельность, оцениваемая по конечным результатам, то есть с точки зрения потребителей [24] .

Отдел маркетинга может играть важную роль координатора, информационного и консультирующего органа. Однако в большинстве фирм действительно важные «маркетинговые» решения во многом зависят от результатов работы других подразделений. Исследовательская деятельность направлена на создание новых товаров, качество товаров определяется уровнем организации производства и его технического оснащения, службы распределения и обслуживания нередко «подотчетны» оперативному управлению. Отделы маркетинга зачастую несут ответственность за его видимую «оболочку» — рекламу, мероприятия по продвижению, упаковку. Истинный же маркетинг зависит от слаженной работы всех функциональных подразделений компании, он должен быть основан на глубоком понимании потребностей покупателей, на ориентации на потребителей. Каждый сотрудник компании обязан оценивать ситуацию и действовать в соответствии с принципами маркетинга.

Смотрите также

Заключение
Обеспечение устойчивого экономического роста в Республике Беларусь во многом зависит от того, в какой мере задействован предпринимательский потенциал в стране. Развитие цивилизованного малого бизне ...

Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...

Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...