Рынки и капитализм

Основа капитализма — рынки, на которых покупатели и продавцы свободно договариваются об условиях обмена. Как экономическая система капитализм доказал свое превосходство над государственным управлением или социализмом в трех аспектах. Во-первых, он не вступает в конфликт со свободой личности. Если государство присваивает право решать, что производить и по каким ценам продавать товары, оно обязано определять, какими видами деятельности будут заниматься люди, за какое вознаграждение, и как они могут распоряжаться деньгами. Свобода экономическая представляется необходимым (хотя и недостаточным) условием для свободы политической [19] .

Во-вторых, капитализм на практике доказал свою более высокую эффективность в распределении ресурсов и увеличении совокупного достояния общества. В системе свободного предпринимательства цены определяются личным выбором потребителей и производителей. Если производится недостаточное количество товара, цены на него неизбежно возрастут, что в краткосрочном периоде способствует рациональному распределению товара среди тех потребителей, которые в наибольшей степени нуждаются в нем, и имеют необходимые средства. В долгосрочном периоде более высокие цены стимулируют поставщиков увеличить производство, преодолевая дефицит. И наоборот, если товара производится слишком много, цены снижаются, стимулируя тем самым спрос, а также последующее сокращение производства и перераспределение ресурсов на выпуск более выгодной продукции. При социализме цены на товар безразличны к спросу и предложению, поэтому в одних районах нормальным явлением считаются очереди и дефицит, в то время как в других ощущаются явные признаки перепроизводства.

В-третьих, капитализм поощряет рост и новаторство. За эффективное удовлетворение нужд и потребностей потребителей предприниматели получают большее вознаграждение. Экономическая система позволяет капиталу и талантам быстро осваивать новые направления деятельности. В противоположность капитализму, социализм не в состояния стимулировать производителей к удовлетворению потребителей и препятствует перераспределению ресурсов в новые области.

Итак, капитализм имеет определенные преимущества перед социализмом, однако и он не безгрешен. Во-первых, капитализм утрачивает свои преимущества в отсутствие конкуренции между покупателями и между поставщиками. В условиях монополии ценовой механизм и процесс обмена не способствуют эффективному размещению ресурсов и стимулированию инноваций. Во-вторых, поскольку экономические решения основываются на изменяющихся ожиданиях выгоды и прибыли, рыночная система не отличается стабильностью и характеризуется непредсказуемыми циклами подъемов и спадов производства. В-третьих, ему свойственно неравенство в доходах. Наиболее преуспевающие индивиды получают баснословные прибыли, в то время как те, кто недостаточно одарен или неудачлив пребывают в бедности. И, наконец, капитализм порождает внешние эффекты, которые наносят ущерб лицам, не участвующим в сделке. Так, преуспевающее предприятие, возможно, получает высокие прибыли, но загрязняет своими отходами окружающую среду. Поскольку внешние издержки ложатся на плечи общества, производители не имеют стимулов к их устранению.

Следовательно, даже в самой капиталистической из экономик государство имеет важное хозяйственное значение. Его функции заключаются в обеспечении конкуренции, экономической стабильности, защите беднейших слоев населения, охране окружающей среды от «эгоистичных» групп производителей и потребителей и в реализации социальных задач, в случаях, когда прибыль утрачивает свою стимулирующую роль.

После рассмотрения важных теоретических основ мы переходим к рассмотрению понятия маркетинга.

Маркетинг — это социальный и управленческий процесс получения индивидами и группами благ, в которых они испытывают нужды и потребности, посредством создания, предложения и обмена представляющими ценность товарами [20] .

Смотрите также

Управление и менеджмент
Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них ...

Cтруктура предприятия
Моя организация – малая , частная , строительная фирма “ЭОЛ-М” организованная в 1995 году группой частных лиц , которые решили отделиться от более крупной государственной организации . ...

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...