Рынки и капитализм

Основа капитализма — рынки, на которых покупатели и продавцы свободно договариваются об условиях обмена. Как экономическая система капитализм доказал свое превосходство над государственным управлением или социализмом в трех аспектах. Во-первых, он не вступает в конфликт со свободой личности. Если государство присваивает право решать, что производить и по каким ценам продавать товары, оно обязано определять, какими видами деятельности будут заниматься люди, за какое вознаграждение, и как они могут распоряжаться деньгами. Свобода экономическая представляется необходимым (хотя и недостаточным) условием для свободы политической [19] .

Во-вторых, капитализм на практике доказал свою более высокую эффективность в распределении ресурсов и увеличении совокупного достояния общества. В системе свободного предпринимательства цены определяются личным выбором потребителей и производителей. Если производится недостаточное количество товара, цены на него неизбежно возрастут, что в краткосрочном периоде способствует рациональному распределению товара среди тех потребителей, которые в наибольшей степени нуждаются в нем, и имеют необходимые средства. В долгосрочном периоде более высокие цены стимулируют поставщиков увеличить производство, преодолевая дефицит. И наоборот, если товара производится слишком много, цены снижаются, стимулируя тем самым спрос, а также последующее сокращение производства и перераспределение ресурсов на выпуск более выгодной продукции. При социализме цены на товар безразличны к спросу и предложению, поэтому в одних районах нормальным явлением считаются очереди и дефицит, в то время как в других ощущаются явные признаки перепроизводства.

В-третьих, капитализм поощряет рост и новаторство. За эффективное удовлетворение нужд и потребностей потребителей предприниматели получают большее вознаграждение. Экономическая система позволяет капиталу и талантам быстро осваивать новые направления деятельности. В противоположность капитализму, социализм не в состояния стимулировать производителей к удовлетворению потребителей и препятствует перераспределению ресурсов в новые области.

Итак, капитализм имеет определенные преимущества перед социализмом, однако и он не безгрешен. Во-первых, капитализм утрачивает свои преимущества в отсутствие конкуренции между покупателями и между поставщиками. В условиях монополии ценовой механизм и процесс обмена не способствуют эффективному размещению ресурсов и стимулированию инноваций. Во-вторых, поскольку экономические решения основываются на изменяющихся ожиданиях выгоды и прибыли, рыночная система не отличается стабильностью и характеризуется непредсказуемыми циклами подъемов и спадов производства. В-третьих, ему свойственно неравенство в доходах. Наиболее преуспевающие индивиды получают баснословные прибыли, в то время как те, кто недостаточно одарен или неудачлив пребывают в бедности. И, наконец, капитализм порождает внешние эффекты, которые наносят ущерб лицам, не участвующим в сделке. Так, преуспевающее предприятие, возможно, получает высокие прибыли, но загрязняет своими отходами окружающую среду. Поскольку внешние издержки ложатся на плечи общества, производители не имеют стимулов к их устранению.

Следовательно, даже в самой капиталистической из экономик государство имеет важное хозяйственное значение. Его функции заключаются в обеспечении конкуренции, экономической стабильности, защите беднейших слоев населения, охране окружающей среды от «эгоистичных» групп производителей и потребителей и в реализации социальных задач, в случаях, когда прибыль утрачивает свою стимулирующую роль.

После рассмотрения важных теоретических основ мы переходим к рассмотрению понятия маркетинга.

Маркетинг — это социальный и управленческий процесс получения индивидами и группами благ, в которых они испытывают нужды и потребности, посредством создания, предложения и обмена представляющими ценность товарами [20] .

Смотрите также

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...

Эволюция теории менеджмента
Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя ...