Культура менеджмента. Культура организации как система
Менеджмент в сфере культуры / Менеджмент в сфере культуры / Управление персоналом / Культура менеджмента. Культура организации как система
Страница 10

Сегодня для руководителей фирм лояльность сотрудников является актуальной проблемой. На лояльности персонала сказывается целый ряд факторов, которые, на наш взгляд, аккумулируются прежде всего в корпоративной культуре фирмы, которая не может быть привнесена в нее (фирму) извне, а рождается в ее недрах, ее руководителем, в его команде.

Корпоративная культура это прежде всего — нормы и ценности. Под ценностями понимаются свойства тех или иных процессов и явлений, обладающих эмоциональной привлекательностью для большинства членов организации. Это позволяет им служить образцами, ориентирами, мерилом поведения. Согласно исследованиям, проводимым в западных фирмах, сегодня все меньшую роль играют такие ценности, как дисциплина, послушание, власть, и всё большее — коллективизм, ориентация на потребителя, творчество, умение идти на компромисс. Совокупность ключевых ценностей образует философию организации. Она отвечает на вопрос, что является самым важным для фирмы, отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, главные направления деятельности, создает основу выработки подходов к управлению, формирует общие универсальные правила поведения. Ценности и нормы могут быть как писанные (осознанные, отрефлектированные), так и неписанные, складывающиеся в практической деятельности как проявление ориентаций руководства и других лидеров мнения.

В этом плане организация предстает своеобразным «племенем» со своей культурой и нравами. Ее всерьез и по большому счету можно рассматривать с этнографической точки зрения со всеми вытекающими последствиями: это означает, что к компании применимы все характеристики любой «племенной» культуры.

Прежде всего, как и у любого племени, у компании имеются своя геральдика и символика, о чем уже говорилось при рассмотрении фирменного стиля.

Корпоративная культура вырабатывает довольно развитую мифологию. Подобно тому как у любого племени есть свои отцы-основатели, от которых «есть пошли наш народ и наша земля», аналогичные персонажи имеются в любой компании. Ими могут гордиться, их можно стыдливо замалчивать, но они всегда, подобно тени отца Гамлета, явно или не явно присутствуют в истории фирмы и сознании ее работников.

Видное место в мифологии фирмы занимают герои. Как у любого народа есть герои-жертвы («victims»), «чьей кровью полита наша святая земля», так и в любой компании имеются менеджеры и рядовые работники, которые принесли ей набольший успех или пожертвовали личными интересами, а может и здоровьем и даже жизнью ради процветания фирмы или спасения других людей. Это могут быть и герои типа «кем был и кем стал» — пришел человек курьером, а вырос в заместителя председателя правления, а также работники, добившиеся наибольших успехов на том или ином временном отрезке: год, месяц, неделя, день. Кроме того, в мифологии фирмы активно представлены другие типовые персонажи: «герой-новатор», «герой-экспериментатор», «герой-отдающий-все-свое-свободное-время-фирме». Такие герои задают возможные образцы поведения, ориентиры для других, нормы достижения.

Содержательная часть мифологии фирмы существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые постоянно циркулируют в фирме. На любой фирме обязательно складываются свои легенды. Имеются даже обязательные сюжеты, изустно передающиеся в коллективе. Обычно они связаны с руководством фирмы, призваны в наглядной, живой и образной форме довести до членов коллектива ценности и нормы компании. Например, сюжеты типа «Как рядовой сотрудник дорос до .», «Как и за что у нас увольняют», «Наш шеф тоже человек» (со своими слабостями и ничто человеческое ему не чуждо), «Как у нас умеют прощать», «Какие у нас бывали ЧН» и т. п.

В любой компании складывается свой «фольклор» в виде шуток, словечек, поговорок, а то и развитого жаргона (сленга), не понятного внешним наблюдателям.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...

Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...

Управление и менеджмент
Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них ...