Негосударственная поддержка социально-культурной сферы
Страница 43

Фонда Рокфеллера и создавались современные молекулярная биология и молекулярная генетика.

В послевоенной Германии похожую роль сыграл Фонд Фольксвагена. Германские бюджетные организации выделяли много средств на развитие традиционной науки, но не рисковали выделять деньги на физико-химические методы в биологии и медицине. Эту область, как теперь стало ясно, не только научно плодотворную, но и коммерчески выгодную, в Германии создал именно Фонд Фольксвагена.

С тех пор американские системные фонды накопили колоссальный опыт работы по всему миру. Показателен в этом плане опыт работы некоторых американских фондов, активно работающих сейчас в России. Некоторые из них, как Фонд Маккартуров, Фонд Сороса, имеют даже свои российские офисы.

Особенно показательна в этом плане благотворительная деятельность крупнейшего финансиста Дж. Сороса, вкладывающего немалую часть своего капитала в развитие науки, образования и культуры стран Восточной Европы и бывшего СССР. Помимо личностной (уроженец Венгрии) и идейной (развитие идей своего учителя К. Поппера о развитии демократии как «открытого общества»), в его мотивации можно увидеть и чисто экономический интерес — вложение средств в регионы с перспективными рынками. Но главные причины все-таки социально-культурные. Средства, выделенные на науку и образование в России, возвращаются сторицей — не деньгами, а научными достижениями, успехами профессоров и студентов. Если в США для того чтобы оставить заметный след на поле благотворительности, надо вкладывать миллиарды, то в странах с благотворительностью, развитой слабо, тот же результат можно получить гораздо меньшими деньгами. Как рассказывала директор Института «Открытое общество» (название Фонда Сороса в России), бюджет, которым она располагает, сопоставим с бюджетом российского Министерства культуры.

Любопытно, как сам Сорос расценивает свою деятельность в России. Во время одного из своих визитов в Россию он говорил: «Я не благотворитель и тем более не меценат. Меценат дает деньги конкретному театру музею, библиотеке. Моя же цель — преобразование российского общества. И . я готов давать деньги только на те проекты, которые позволяют что-то изменить в этом обществе, делают его более открытым . Но я не могу поддерживать все, что падает». Поэтому начав с поддержки творцов, ученых и педагогов. Институт «Открытое общество» изменил стратегию: теперь ему интереснее не писатели, а читатели, не творцы, а менеджеры, не высокие порывы, а жизнеспособность той или иной институции. Фонд видит себя в качестве инкубатора, выращивающего элементы инфраструктуры нового российского общества, способные к саморазвитию. Причем, особый акцент делается на работе в провинции, в регионах, а не в столице и мегаполисах.

Успешная деятельность благотворительных фондов в сфере науки и образования подвигла даже органы государственной власти перенимать их опыт в организации управления бюджетными финансами. Так, в 1968 г. администрация президента Л. Джонсона учредила в США два фонда для поддержки бюджетными средствами искусств и гуманитарных исследований. По тому же пути пошла и Россия, в которой в 1980-е были созданы бюджетные Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский фонд гуманитарных исследований (РГНФ).

В деятельности российских фондов и других нон-профитных организаций имеются свои проблемы и трудности, иногда являющиеся источником недоверия к их деятельности. Многие жертвователи уверены, что на 80-90% их деньги или просто прикарманивают, или тратят на поездки и прочие собственные нужды. И такие подозрения зачастую небезосновательны.

Страницы: 38 39 40 41 42 43 44

Смотрите также

Автоматизация управленческого учета
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприяти ...

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...

Управление и менеджмент
Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них ...