Реструктуризация компаний как форма увеличения стоимости
Страница 1

Различные схемы реструктуризации предприятий рассматриваются как форма перитока стоимости из одной системы в другую. Если все предыдущие формы представляли собой более явные стоимостные отношения, то в данном случае речь идет о целом комплексе мероприятий (затрагивающем как стоимостные пропорции внутри самого хозяйствующего субъекта, так и вне его) имеющим ориентиром рост стоимости всего предприятия, с использованием для этого доступных способов и инструментов (включая вышерассмотренные). Понятие "реструктуризация" предполагает изменения в структуре, изменения такого характера которые бы способствовали наиболее полному использованию ресурсов предприятия с целью роста его стоимости в перспективе. Реструктуризация может рассматриваться как способ адаптации системы, как форма ее стратегического поведения, поведения адаптивного.

Среди возможных схем реорганизации предприятий с целью повышения его рыночной стоимости выделяют: дробление предприятия; слияния предприятий; поглощение предприятием других хозяйствующих субъектов; банкротство предприятия.

Дробление предприятия. Этот тип реструктуризации представляет собой выделение из состава предприятия подконтрольных, но имеющих большую степень оперативной самостоятельности подразделений (дочерних структур) обладающих потенциалом развития и производства коммерчески выгодного продукта способного обеспечить рост стоимости данной системы в перспективе. Основными приемами наделения нового организационного образования служат:

передача необходимого для начала производственного процесса (по созданию конкурентоспособного коммерческого продукта) имущества (технологических линий) в соответствии с его стоимостным эквивалентом в уставный фонд нового предприятия;

предоставление необходимого имущества вновь учреждаемому предприятию на условиях аренды (величина арендной платы может составлять условную величину);

покупка части акций учреждаемого предприятия за цену и в сумме его "интересующей".

Экономический смысл этого типа реструктуризации тесно связан с понятием прибылеобразующих и затратных подразделений предприятия. Так предприятие до дробления представлявшее собой в организационном плане дивизиональную структуру реорганизуется в "зонтичную" структуру, обеспечивающую, однако сохранение руководящих, структурообразующих позиций центра (материнской компании) по отношению к относительно самостоятельным дочерним образованиям (балансы которых подлежат консолидации в материнский). Подобное влияние сохраняется благодаря оставлению в "центре" исследовательских функций (в форме институтов, лабораторий, конструкторских бюро и т.д.) запатентованный продукт деятельности которых может предоставляться или нет самостоятельным выделившимся структурам, а также функций управления финансовыми ресурсами всего предприятия и распределения финансовых потоков и полномочий.

При осуществлении дробления важность имеет учет следующих основных положений:

1) Выделение самостоятельных структурных подразделений осуществляется по критерию прибыльности и перспективности реализации коммерческой направленности продукта данного подразделения. Подобный центр доходов способен не только обеспечить степень самодостаточности выделенной структуры, но и привлечь инвесторов, которые прекрасно осознают, что отныне имеют дело не с многопрофильной материнской компанией (где средства могут неэффективно использоваться, в т.ч. на покрытие проектов малорентабельных), а коммерчески выгодным проектом, реализуемым самостоятельным структурным подразделением обладающим к тому же необходимыми мощностями.;

2) Выделение в самостоятельные структурные подразделения центров расходов, либо неперспективных организационных единиц способно оздоровить финансовое состояние материнской компании, выделенные же подразделения могут доказать право на существование путем реализации коммерчески выгодных проектов. Само же головное предприятие больше не тратит ресурсы и силы управленческого персонала на вывод этого изначально неперспективного подразделения из кризиса.;

3) Реализация предыдущих положений предполагает сохранение контроля материнской компании за выделенными подразделениями т.к. доходообразующие предприятия обеспечивает приток стоимости в центр, а рискованное возможно будет подобным в перспективе.;

4) Выделяемые в качестве обособленных организационных единиц подразделения не должны лишать предприятие конкурентных преимуществ, кооперационных связей (реализующих принцип синергии) характерных для данной организационной формы до начала дробления, ведь исходным побудительным мотивом осуществляемых изменений и оценкой их эффективности в дальнейшем служит рост стоимости всего предприятия, обеспечиваемый за счет названных структурных преобразований и переориентированных финансовых потоков.;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...

Технология планирования в сфере культуры
Планирование во многом занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материаль ...

Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...