Влияние факторов внешней среды на развитие системы финансовых ресурсов предприятия
Финансовый менеджмент / Основы финансового менеджмента / Финансовые ресурсы как базовая категория финансового менеджмента / Влияние факторов внешней среды на развитие системы финансовых ресурсов предприятия
Страница 6

Предприятие может выступать кредитором домашних хозяйств. Предоставляя кредит покупателям своих товаров и услуг, хозяйствующий субъект ускоряет реализацию продукции и вовлечение в свой оборот финансовых ресурсов. Кредит позволяет семье заемщика удовлетворить потребности до того, как будут накоплены денежные сбережения в необходимом количестве.

Гораздо разнообразнее кредиты, выдаваемые предприятием своим работникам. Здесь могут быть кредиты на приобретение или строительство квартиры или дома, ссуды на образование и по индивидуальным условиям. Возможность получения кредитов может положительно рассматриваться потенциальными работниками при выборе места работы, а для администрации это способ уменьшения текучести кадров, удержания ценного специалиста (путем долгосрочного кредитования строительства жилья или образования).

Для предприятия-кредитора предоставление ресурсов в той или иной форме означает дополнительный источник дохода на временно свободные финансовые ресурсы. Кредитные взаимоотношения достаточно многообразны и при рациональной организации расширяют возможности как кредитора, так и заемщика.

В качестве заемщика предприятие действует следующим образом. Привлечение и использование заемных средств с позиции самого предприятия (предприятие как заемщик) обусловлены необходимостью непрерывного финансирования производственного процесса, поскольку при функционировании может наблюдаться несоответствие между потребностью в финансовых ресурсах и их реальной величиной. Заемные средства могут привлекаться при недостатке оборотных средств, для финансирования инвестиционных проектов, при расширении масштабов производственной деятельности. Характеристиками займа выступают: сумма, ставка процента, форма (денежная или товарная), срок, на который занимаются средства.

Наиболее распространенными являются кредитные взаимоотношения предприятий с банковскими учреждениями, поскольку банки, будучи институтами, специализирующимися на кредитных операциях, представляют значительный сектор современного рыночного хозяйства. Предприятие может получить практически любой вид кредита в банке. Возникающие кредитные отношения регулируются заключаемым договором, в котором устанавливаются права и обязанности сторон, условия займа, ответственность за нарушение принятых обязательств.

В зависимости от срока, на который берется кредит, различают: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 3 лет), и долгосрочный кредит (от 3 до 5 и более лет) кредиты.

Краткосрочный кредит служит одним из источников формирования оборотных фондов предприятия. Он позволяет восполнить дефицит недостающих в процессе текущей деятельности финансовых средств. Именно этот вид кредита чаще всего используют предприятия. Среди наиболее известных методов краткосрочного кредитования выделяют кредитование по остатку и по обороту, индивидуальное кредитование. Механизм краткосрочного банковского кредитования характеризуется не только методами и разновидностями применяемых ссудных счетов (простых и специальных), но и видами кредитов (бланковым, онкольным, овердрафтом, вексельным, под гарантию, под залог).

Назначение средне- и долгосрочных кредитов - финансирование капитальных вложений. В этом случае кредит выступает источником заемных финансовых ресурсов, направляемых на развитие. Он выдается единовременно или поэтапно по мере выполнения строительно-монтажных работ, приобретения материальных ценностей. Долгосрочное кредитование осуществляется под залог (например, недвижимости) или под гарантию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...

Технология планирования в сфере культуры
Планирование во многом занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материаль ...

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...