Влияние факторов внешней среды на развитие системы финансовых ресурсов предприятия
Финансовый менеджмент / Основы финансового менеджмента / Финансовые ресурсы как базовая категория финансового менеджмента / Влияние факторов внешней среды на развитие системы финансовых ресурсов предприятия
Страница 5

Возможность предприятия получать займы и предоставлять кредиты характеризует его как элемент кредитной системы, который следует рассматривать с двух точек зрения: 1) предприятие-кредитор; 2) предприятие-заемщик. Подобный двуединый подход позволяет полнее охарактеризовать данный элемент системы в контексте кредитных взаимоотношений.

Выступая кредитором, предприятие предоставляет временно свободные средства в кредит государству, банкам, домашним хозяйствам и другим хозяйствующим субъектам. Возможность выступить кредитором определяется наличием временно свободных финансовых средств.

Кредитование предприятием государства проявляется в виде покупки ценных бумаг, эмитентом которых является государство. Такие бумаги считаются ликвидными, и хозяйствующий субъект может быстро конвертировать их в деньги. Ликвидность ценных бумаг делает возможным их обращение в качестве денежных суррогатов при расчетах между субъектами хозяйствования. Покупка предприятиями государственных ценных бумаг дает им надежный источник дохода на свободные финансовые средства и инструмент управления ликвидностью, а также обеспечивает пополнение средств бюджета государства. Покупка ценных бумаг выступает альтернативой производственной деятельности и при ограниченных финансовых возможностях может негативно сказаться на выполнении производственной программы.

Кредитование банков предприятиями происходит посредством осуществления наличных и безналичных расчетов через банковский сектор, открытия депозитов, покупки ценных бумаг, распространяемых банками.

По существующему законодательству каждое предприятие обязано хранить денежные средства на банковских счетах. Этим обеспечивается сохранность средств и возможность осуществления безналичных и налично-денежных операций. Предприятию могут быть открыты счета: расчетный, текущий, бюджетный, депозитный, валютный. Банки могут взимать с предприятий плату за оформление счетов, проведение расчетных и кассовых операций с целью возмещения расходов по их проведению. Обычно предприятия оплачивают получение наличных денег, выплаты с аккредитива, выдачи дубликатов и копий справок и документов. В отдельных случаях клиента банка могут обязать стать акционером, пайщиком или предложить разместить свои свободные денежные средства на депозитных счетах. Однако банк за хранение у него денежных средств выплачивает предприятию определенную плату, тем более если речь идет о депозитном счете. Размер платы устанавливается по взаимному соглашению и фиксируется в договоре.

Наряду с наличными расчетами посредством банка (расчеты наличными деньгами, с помощью кредитных и дебетных карточек, денежных чеков) широко используются безналичные расчеты в формах: платежного поручения, платежного требования-поручения, аккредитива (покрытого или непокрытого, отзывного или безотзывного, документарного или денежного, подтвержденного или неподтвержденного, переводного или непереводного), расчетного чека, векселя (простого или переводного). Большинство расчетов предприятий производится в безналичной форме с использованием счетов открытых в банках. За осуществление расчетов банком взимается определенная плата.

Банки также могут продавать ценные бумаги - собственные или других участников фондового рынка. При покупке ценных бумаг, эмитируемых банком предприятие, выступает его кредитором. При покупке ценных бумаг других эмитентов (государства, предприятий, страховых компаний) распространяемых банком предприятие оплачивает услуги по реализации увеличивая тем самым прибыль банка. Банку выгодно иметь у себя в пользовании средства предприятий или оказывать им услуги, так как это позволяет увеличить время и величину прибыльно функционирующего капитала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами.
Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокруже­ние и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состо ...

Технология планирования в сфере культуры
Планирование во многом занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материаль ...

Эволюция теории менеджмента
Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя ...