Экономические законы функционирования финансовых ресурсов
Страница 3

Влияние оказывает и бюджетное ограничение - невозможность заплатить большую сумму средств. Это приводит к тому, что покупатель ресурсов должен сделать выбор в пользу определенной их комбинации, максимизировав тем самым получаемую полезность в заданных бюджетных рамках. Условие потребительского равновесия реализуется при равенстве отношений предельной полезности товаров их ценам, тогда приобретаемые полезности равны. Ограниченность ресурсов выступает фактором, сдерживающим экономический рост и показывающим его пределы на данном этапе развития.

Спрос на финансовые ресурсы предъявляется, в том числе и как на фактор производства, т. е. для производительного потребления. Уникальность этого вида ресурсов состоит в том, что это - единственный вид ресурсов, трансформируемый с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. Когда речь идет о спросе на ресурсы как на фактор производства, имеется в виду спрос, необходимый для приобретения капитала в физической форме (оборудование и т. д.), а поэтому необходимо различать форму, в которой представляется спрос, и содержание этого спроса.

Исходя из того, что понятие финансовых ресурсов предприятия тождественно капиталу, рассмотрим этот фактор производства более подробно. Известны самые различные подходы к капиталу, хотя все они едины в одном - этот фактор производства должен приносить доход.

По мнению экономиста Дж. Робинсона, капитал, когда он воплощен в еще не инвестированных финансах, есть сумма денег. С этих позиций рассмотренный подход к финансовым ресурсам предприятия подтверждается и «расширенным» подходом к капиталу. Так, еще А. Смит, и Дж. С. Милль различали капитал основной (материализованный в зданиях, сооружениях и т. д.) и оборотный. Подобный подход известен и сегодня, он характеризует западный опыт хозяйствования, а в России эти составляющие известны как основные и оборотные средства. Характерно, что отечественные экономисты часто используют узкое, «бухгалтерское», определение капитала, в соответствии с которым капитал есть все активы или пассивы предприятия. Такая трактовка связана с прикладным характером категории.

Факторным доходом на капитал служит процент, поэтому результирующим показателем деятельности любого хозяйствующего субъекта служит эффективность использования его активов, что лишний раз подтверждает тождественность финансовых ресурсов и капитала. Производительность капитала в физической форме может быть измерена и в натуральных показателях.

Поскольку при помощи капитала можно произвести большее количество продукции (или увеличить доход), то он обладает производительностью. Если любой другой фактор производства (земля, труд) создается вне экономической системы, то капитальные блага предстают как фактор, производимый самой экономической системой.

Чистая производительность капитала есть разница между суммой потребительских благ, произведенных с помощью капитала, и суммой благ, которой пришлось пожертвовать для создания капитала. В относительном выражении этот показатель представляет собой выраженный в процентах доход на капитал, или «естественную» норму процента, поскольку приносить доход - естественное свойство капитала. Понятие чистой

производительности капитала связано с понятиями доходности капиталовложений и спроса на капитал.

Поведение субъектов хозяйствования, когда сегодняшние блага оцениваются выше будущих, получило название временного предпочтения. Как отмечает экономист П. Хейне в работе «Экономический образ мышления», процент это цена, которую люди платят за то, чтобы получить ресурсы сейчас, вместо того, чтобы ждать до тех пор, пока они заработают деньги, на которые их можно купить. Ставка процента (норма) есть отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах. Здесь мы подходим к понятию кредита.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Mалый бизнес
Значительное место в программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса, в том числе малого. Те функции, которые вы­полняют малые предприятия в рыночной эко ...

Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...

Заключение
Анализ среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связ ...