Понятие финансовых ресурсов, денежных фондов и резервов
Страница 2

Финансовые ресурсы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - стадии распределения. Первоначальной сферой их образования являются процессы первичного распределения стоимости ВНП, когда стоимость разделяется на составляющие элементы и соответственно образуются различные формы дохода как у самого предприятия, так и у других субъектов хозяйствования и государства. После реализации продукции и образования выручки формируются амортизационные отчисления, отчисления на заработную плату работающих, прибыль предприятия, отчисления на государственные социальные нужды, происходят платежи по страхованию, банковской сфере. Все остальные отношения носят перераспределительный характер, ибо затрагивают распределение образовавшихся вышеназванных доходов. Это отчисления из прибыли государству, налоги на доходы физических лиц, распределение прибыли на предприятии и т. д.

Финансовые ресурсы должны рассматриваться, прежде всего, как запасы, источники целевого назначения и развития в финансовой сфере, в данном случае запасы и источники осуществления производственной деятельности предприятия. Прилагательное «финансовые» предполагает принадлежность к распределяемой стоимости. Производственная деятельность может рассматриваться в текущем аспекте и в перспективе потенциально. Вполне логично в связи с этим разделить понятия финансовые средства и финансовые ресурсы.

Средство - это то, что необходимо для осуществления какой-либо деятельности. Финансовые средства могут быть немедленно использованы предприятием как знаки стоимости, характеризующие ее движение. Понятие «средства» целесообразно применять при характеристике текущей деятельности, (например, предприятие может обладать финансовыми средствами, представленными деньгами (в кассе и на счетах) и государственными ценными бумагами).

Финансовые ресурсы - более емкое понятие, включающее наряду с финансовыми средствами (необходимыми для обеспечения текущей деятельности) потенциально возможные, которые могут быть получены при необходимости (в перспективе либо с некоторым дисконтом от реализации активов предприятия). Положение исходит из того, что деятельность предприятия не ограничивается текущим периодом и может быть спланирована на перспективу. В понятии «ресурс» уже заложена определенная предназначенность, в данном случае это обеспечение производственной деятельности, а если имеются в виду повторяющиеся циклы производства - источник финансирования воспроизводственной деятельности предприятия (включая перспективную деятельность субъекта хозяйствования), что предполагает учет всевозможных ресурсов. Следовательно, финансовые ресурсы представляют собой текущие и потенциально возможные средства, которые при необходимости могут быть приняты и использованы предприятием как знаки распределяемой стоимости с целью поддержания желаемых пропорций функционирования (например, наличная, безналичная формы денег, ценные бумаги и др.)

Подчеркнем, что есть неизменная сущность (распределяемая стоимость) и есть различные формы ее проявления (то, что принимается в качестве знака), реализующие назначение (функциональное). Финансовые ресурсы немыслимы без распределительных процессов и имеют различную удовлетворяющую субъектов форму и, если деньги есть всеобщая мера стоимости, то финансовые ресурсы - это знак, характеризующий стоимость, а именно передаваемую (распределяемую) и уже измеренную деньгами. Данное определение финансовых ресурсов предполагает, что стоимость представлена самыми различными формами, но определяющим является ее величина, которая принимается контрагентами. Частными случаями являются виды стоимости, подходы к ее оценке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Стихийные бедствия
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут прино ...

Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами.
Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокруже­ние и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состо ...

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...