Главный секрет эффективного управления временем
Тайм-менеджмент / Целеполагание, планирование, исполнение / Главный секрет эффективного управления временем

Полученная в результате анализа и инвентаризации времени информация обычно мало кого оставляет равнодушным. Четкое понимание того, на какие пустяки растрачивается ограниченное время жизни, редко кому доставляет удовольствие. А поводов гордиться собой обычно еще меньше.

Кстати, между строк замечу, что, как правило, наиболее не удовлетворены своими достижениями объективно очень успешные и продуктивные люди. Они всегда «подгоняют» свое время, им всегда мало часов в сутках и дней в году, чтобы реализовать все свои проекты. Им всегда кажется, что они сделали так мало .

Результаты инвентаризации и анализа трат времени обычно обладают необычайной убедительностью и создают мощный мотиваци-онный заряд: с этим безобразием необходимо как-то бороться! Необходимо срочно повышать степень эффективности в использовании времени. Но как это сделать?!

Общая оценка результатов инвентаризации времени (неважно, индивидуальной или организационной) обычно «вызывает к жизни» три ключевых вопроса:

1. Как изменить структуру расходов времени? То есть на какие виды деятельности (активности) затраты времени следует увеличить, на какие — уменьшить, на какие — оставить без изменений? Насколько сильными должны быть изменения? Как координировать изменения расходов времени на отдельные виды деятельности между собой?

2. Что на практике необходимо сделать, чтобы использовать время более эффективно? Какие решения относительно образа жизни (инди- ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ПЛАНИРОВАНИЕ

видуальной или организационной деятельности) необходимо принять, чтобы воплотить на практике идеи по изменению расходов времени?

3. Как добиться того, чтобы усилия, направленные на изменение структуры расходов времени, не стали бы сами по себе безрезультатными тратами времени? Как создать (в особенности на начальных этапах внедрения собственной системы ТМ) такую систему самомотивации, которая помогала бы преодолевать периоды усталости, лени, апатии, разочарований и т. п.?

Ответ на эти три вопроса один — качественная постановка целей (целеполагание) и эффективное планирование путей и способов их достижения. Главный секрет управления временем очень прост и одновременно очень сложен. Надо всего лишь предельно отчетливо поставить перед собой цель.

Одно из современных научных определений гласит: «Цель есть мысленная модель желаемого результата деятельности, идеальный образ будущею». Вчитайтесь в это определение, и вы поймете, почему именно целеполагание является «главным секретом» эффективного управления временем. «Хорошая» цель обладает мощной мотивирующей силой, позволяющей преодолеть любые сложности на пути внедрения собственной системы ТМ (если есть понимание того, что система ТМ — важное средство для достижения данной цели). «Хорошая» цель есть четкая и подробная мысленная модель результата,

бЗль- 'I43K облегчающая детализацию путей и способов ее достижения, то есть планирование. Хороший план всегда является своего рода «шпаргалкой» для принятия точных оперативных решений по изменению расходов времени в реальной жизнедеятельности.

Постановка «хорошей» цели — сложная задача еще и потому, что, находясь в настоящем, фактически необходимо предвосхитить и выстроить в своем сознании правдоподобиое будущее. Целеполагание — это скорее искусство, чем наука, опирающаяся на строгие законы и алгоритмы. Можно предложить лишь самые общие рекомендации и «приемы» (изложенные в следующих разделах данной главы), которые помогут сделать процедуру целеполагания более осмысленной и глубокой.

Как вы считаете, чем (в контексте управления временем) «хорошая» (у цель отличается от «плохой» цели? Попробуйте привести примеры «хо-С роших» и «плохих» целей из своей личной жизни или из практики деятельности вашей организации.

Дайте как минимум пять ответов на вопрос: каким образом «плохая» цель выступает в роли «вора времени»? Приведите примеры.

Древневосточные учителя дзэн-буддизма, жестко ориентированные на достижение важнейшей цели своей жизни — просветления, говорили: «Цель не должна быть целью». Как вы понимаете это парадоксальное утверждение?

Смотрите также

Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...

Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг)
Упоминавшаяся проблема «сшивания» бюджетных денег со средствами из других источников применительно к сфере представляет особо выраженный интерес в плане технологии ее решения. Речь идет о технологи ...

Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими и организационными проблемами столкнуться ме ...