Что такое время?
Страница 1

Когда автору этой книги было лет 15, он сочинил следующие строки:

С чем время сравнить? Неожиданный северный ветер, Что судьбы уносит, Как листья сухие, В небесную высь.

До сих пор сомневаюсь, является ли этот текст стихотворением, но определенное понимание и переживание времени в нем содержится. Время — это нечто интуитивно знакомое и понятное каждому человеку и при желании каждый из нас может сформулировать свое понимание времени.

Как вы понимаете время? Что это такое? , Придумайте свое определение: «Время — это .».

Выскажите свои ассоциации: «Время похоже на .».

Опишите время: «Время — это то, что обладает следующими качествами .».

Зафиксируйте свои ответы письменно.

Обсудите свои ответы в группе, выявите схожие и различающиеся моменты в понимании времени. Как вы думаете, можно ли сформулировать обобщенное, «универсальное» определение времени?

Время — одно из базовых свойств Мира, в котором мы живем. Кажется, что время — это совсем простая, обыденная, знакомая всем «вещь». Но это впечатление обманчиво. Любой ученый, изучающий время (существует даже специальный раздел науки, посвященный изучению времени, — «темпорология», возникший на стыке философии и физики), вам скажет, что чем проще какой-либо объект или явление, тем сложнее может быть характер его устройства и функционирования. Это в первую очередь относится к времени — ученые до сих пор не знают, что это такое, «тайна сия велика есть».

Даже если мы (как и современная наука) толком и не знаем, что такое время, то все равно можно попытаться выделить ключевые атрибуты времени. Атрибутов (наиболее важных, существенных свойств) времени всего пять:

1. Порядок против хаоса.

2. Длительность.

3. Последовательность.

4. Повторяемость, частота.

5. Связанность с конкретными объектами, явлениями.

Подробные комментарии к каждому из пяти атрибутов потребовали бы слишком серьезных философских изысканий, поэтому хочу лишь обратить ваше внимание на пятый атрибут времени — неотделимость времени от какого-либо объекта или явления. Важно понимать, что «просто времени» не бывает, а всегда существует «время существования чего-то». ТМ — это не вообще «управление временем», а управление временем какого-либо объекта (себя самого, подчинен-ных и др.) или процесса жизнедеятельности (работы, отдыха и др.).

Забегая вперед, можно сказать, что компетентность во времени — это умение соотносить, согласовывать свое персональное время со временем других людей, своей работы, организации и т. п.

Кроме пяти атрибутов, без которых идея времени в принципе невозможна, в различных философских учениях также выделяются двенадцать свойств феномена времени.

1. Существуеттреальноевремя и модели времени. Человечество, пытаясь постичь природу времени, старается «загнать» время в рамки каких-либо моделей. Подобной моделью являются, например, часы. Однако часы сами по себе ничего не говорят нам о реальном времени жизни, например, какого-либо человека. Часы не описывают реального времени ни одного из существующих на земле предметов. Часы — лишь конвенциональная (существующая по соглашению) модель времени, которая позволяет людям договариваться об одинаковом понимании времени того или иного объекта.

Более понятным примером для менеджеров является производственное планирование. План с указанием сроков достижения тех или иных задач — это модель времени, а реальное время, которое будут занимать производственные процессы с учетом самых различных неожиданных обстоятельств, — это уже нечто совсем другое. Только в сравнительно редких случаях модель времени и реальное время точно соотносятся (подобны, гомоморфны) друг с другом.

2. Реальное время не существует само по себе, а «привязано» к каким-либо объектам или явлениям. Это базовый атрибут времени, но нелишне будет повторить его еще раз, подчеркнув, что рассуждать о «времени вообще» можно разве что в философских теориях высочайшей степени абстракции. Для управления сложной многокомпонентной системой, которой является современная организация, важнее понимать, что каждый из ее структурных элементов имеет собственное время.

Для иллюстрации очень хороша метафора «оркестра и дирижера». Для того чтобы зазвучала музыка, а не какофония, оркестр должен действовать максимально согласованно во времени. Каждый музыкант должен начинать партию своего музыкального инструмента точно вовремя, выдерживать положенный ему темп и ритм, в нужный момент прекращать исполнение партии. Дирижер, управляя исполнительским временем каждого отдельного оркестранта, добивается единства разновременных звучаний таким образом, что они согласуются («син-фония»), образуя целостный звуковой образ (музыкальное произведение). Задача менеджера аналогична задаче дирижера — согласовать время каждого сотрудника, чтобы общее время организации (подразделения) представляло собой целостную гармоничную систему.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Технология планирования в сфере культуры
Планирование во многом занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материаль ...

Пути дальнейшего развития малого бизнеса в республике Беларусь
Мировой опыт показывает, что малый бизнес, и осо­бенно современное, во всех странах формируется и развива­ется при действенном участии государства, его регулирова­нии и поддержке. Государственное р ...

Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг)
Упоминавшаяся проблема «сшивания» бюджетных денег со средствами из других источников применительно к сфере представляет особо выраженный интерес в плане технологии ее решения. Речь идет о технологи ...