Основные теории лидерства

Лидер - ключевая фигура в управлении организацией, а лидерство - венец менеджмента!

Лидер организации - человек, эффективно осуществляющий формальное и/или неформальное руководство и лидерство, оказывающий влияние на отдельных исполнителей или на группы, направляя их усилия на достижение целей организации и выполнение ее миссии.

Для реализации лидерства необходимо наличие соответствия между целями последователей и лидера.

Лидер в организации подобно актеру играет заранее определенную роль в каждой конкретной ситуации, но реализует в ней персональную интерпретацию. Каждая роль является лишь отдельно взятым аспектом целостного поведения. С понятием «роль» в менеджменте связаны теории экспектации (ролевых ожиданий, ролевых конфликтов, ролевой напряженности, межличностных отношений). В менеджменте роль - это комплекс образцов поведения, связанных с осуществлением определенной деятельности ее исполнителем, а также с другими ролями. Идеальную модель лидера - менеджера характеризует оптимальное сочетание различных ролей (см. рис. 7.1.). Рис. 7.1. Классификация «ролей» лидера

Рис. 7.1. Классификация «ролей» лидера

Ученые - бихевиористы применяли три подхода к определению значимых трактовок эффективного лидера, на основе которых были разработаны следующие теории лидерства:

1. Подход с позиции личных качеств, так называемая, «теория великих людей»;

2. Поведенческий подход - концепция лидерского поведения;

3. Ситуационный подход.

Лидер, как правило, сталкивается с огромным разнообразием ситуаций, в которых приходится играть конкретную роль, иногда сразу несколько, однако, чаще всего доминирует одна определенная роль. Лидер в наибольшей степени реализует интеграцию целей организации.

Основные теории лидерства выделяют следующие условия успешной реализации ролей:

> все роли должны вынолняться во взаимосвязи и динамично;

> ролевая структура деятельности не должна быть дискретной: роли неотделимы друг от друга и обладают некоторым единством;

> любая из ролей должна находиться в развитии, постоянно видоизменяясь, динамично совершенствуясь.

Статус лидера и соответствующий стиль его поведения для обеспечения успешной деятельности организации определяется личностью, образованием, опытом, авторитетом, конкретными обстоятельствами, располагаемыми ресурсами, умением быть надеж-ным, убедигельным, ответственным организованным (многие ученые, например, Р. Стогдилл, Р. Манн, У. Беннис и др. отмечают более 40 лидерских качеств).

Лидер для повышения эффективности своей деятельности должен владеть самоменеджментом.

Смотрите также

Cтруктура предприятия
Моя организация – малая , частная , строительная фирма “ЭОЛ-М” организованная в 1995 году группой частных лиц , которые решили отделиться от более крупной государственной организации . ...

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...

Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами.
Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокруже­ние и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состо ...