Роль малого бизнеса в экономически развитых странах
Менеджмент и управление / Mалый бизнес / Теоретические основы развития малого бизнеса / Роль малого бизнеса в экономически развитых странах
Страница 2

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных с тенденцией к мо­нопольным структурам и небольших, складывающихся под влияни­ем многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, тру­довыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов обо­рудования к кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских то­варов и оказанием услуг.

Малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные, способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они имеют еще ряд преимуществ, особенно привлекательных для региона, где осуществляют свою предпринимательскую деятель­ность:

1) ориентация производителя в основном на региональный рынок;

2) поддержание занятости населения и создание новых рабочих мест;

3) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям;

4) небольшой первоначальный объем инвестиций [22, с. 69].

У предприятий малого бизнеса меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, вне­дрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания ручного и машинного труда.

Но, обладая указанными преимуществами, малые предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, кото­рую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается разорением многих существующих. Они на рынке находятся в худших конкурентных условиях по срав­нению с крупными, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень квалификации кадров. Сложнее обстоит дело и с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок.

Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетент­ность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и всесторонней систе­мы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития.

Пристальное внимание к развитию малых форм бизнеса в развитых странах объясняется еще и потребностью преодолеть отчуждения людей друг от друга, отчуждения от природы. Личное общение работников, преодоление авторитар­ности отношений способствует гуманизации и «очеловечиванию» производства. Посредством малых предприятий рассредоточиваются техногенные нагрузки на природу, что соответствует социально значимой цели - охране окружающей среды [10, с. 11].

Малая фирма имеет высокую адаптацию к рыночной среде и гибко, дина­мично реагирует на рыночный спрос. Небольшой коллектив гораздо быстрее воспринимает и генерирует новые идеи. В экономически развитых странах ма­лые специализированные фирмы (венчурные компании) вносят ощутимый вклад в инновационные процессы. По данным Национального научного фонда США, результативность разработок небольших компаний вдвое выше, чем у крупных.

В экономике любой страны у малых предприятий есть свои ниши для разви­тия. Прежде всего, этот сегмент рынка, где размер предприятия не играет су­щественную роль, а значит, эффект масштаба не может оказать воздействия на средние издержки и цену продукции. Примером тому может служить сфера ус­луг, создание программ для ЭВМ.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг)
Упоминавшаяся проблема «сшивания» бюджетных денег со средствами из других источников применительно к сфере представляет особо выраженный интерес в плане технологии ее решения. Речь идет о технологи ...

Пути дальнейшего развития малого бизнеса в республике Беларусь
Мировой опыт показывает, что малый бизнес, и осо­бенно современное, во всех странах формируется и развива­ется при действенном участии государства, его регулирова­нии и поддержке. Государственное р ...

Виды специальных событий и общественных мероприятий
Рассмотрим основные виды специальных событий, наиболее часто встречающихся социальных мероприятий, их роль и значение, а также специальные требования к их подготовке и проведению. ...