Потребности и товары
Страница 1

Основополагающая идея маркетинга заключается в том, что вопрос жизни и смерти организации состоит в ее способности удовлетворять потребности потребителей. Более 200 лет тому назад великий экономист Адам Смит сформулировал тезис о том, что свободное предпринимательство — есть основа социальной и политической системы государства [15] . Он показал, что стремление конкурирующих фирм к прибыли, основанное на удовлетворении потребностей потребителей, в конечном итоге оказывается в интересах самих покупателей, поскольку они получают товары и услуги в большем объеме, более высокого качества и по более низким ценам. Фирмы, которые справляются с этой задачей, растут и процветают, а те, кому не удается произвести пользующийся спросом товар, — бесславно уходят с рынка. Управление маркетингом призвано содействовать этому процессу посредством грамотного выявления потребностей потребителей и разработки призванных удовлетворить их предложений.

Однако многие экономисты и политологи ставят по сомнение такое объяснение сущности маркетинга и свободного предпринимательства. Они утверждают, что в действительности, ни один потребитель не нуждается именно в гамбургере из ресторана McDonald's, или спортивном автомобиле (Porsche(. В ответ на подобные заявления мы выдвигаем следующие контраргументы. Первый имеет политический оттенок и затрагивает свободу каждого индивида покупать или продавать то, что он желает (при условии, что его действия не наносят прямого ущерба окружающим). В случае ограничения свободы предпринимательства право устанавливать, что именно будут производить фирмы, и что именно будут покупать потребители, переходит в руки государственных чиновников. Но государственный социализм не один раз доказал свою экономическую неэффективность и пренебрежение правами личности. Второй аргумент связан с природой человеческой психологии и поведением. Как сказали бы социологи, маркетинг не создает потребности, поскольку они первичны, однако он способен задать направление их развития.

Чтобы понять этот важный момент, необходимо уметь различать нужды, потребности и спрос [16] .Нужды — это чувство настоятельной необходимости удовлетворения основных надобностей человека. К основным нуждам людей относятся потребности в питании, жилье, привязанности, уважении и самосовершенствовании. З. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Герцберг и другие социологи показали, что нужды создаются отнюдь не маркетологами, а определяются человеческой натурой и природой социальных отношений.

Если нужды — весьма широкое понятие, то потребности — более частное. Потребности — это специфические формы удовлетворения человеческих нужд. Физически основные человеческие потребности могут быть удовлетворены хлебом, молоком и некоторыми овощами на сумму около GBP 5 в неделю. Возможно, эти продукты — все то, что требуется людям для существования, но далеко не все то, что они желают. Подросток хотел бы пообедать гамбургером (Big Mac( и фруктовым коктейлем, а его отец — предпочитает хорошо прожаренный бифштекс и шампанское (Chateau-Lafite(, урожая 1976 г. В Китае, во времена правления председателя Мао, потребности одного миллиарда людей в одежде удовлетворялись одинаковыми однотонными примитивными хлопчатобумажными костюмами, в то время как они мечтали о джинсах (Levi(, кроссовках (Nike(, футболках (Lacoste( и красивых платьях. Нужды просты и не слишком разнообразны — потребностей много и они более изысканы. Потребности формируются тенденциями в социальной и культурной сфере, а также средствами массовой информации и — маркетинговой деятельностью фирмы.

Спрос — это потребность в определенных товарах, выраженная в желании и способности приобрести их. Многие хотели бы иметь автомобиль (Porsche(, однако далеко не все оказываются в состоянии приобрести его. Следовательно, фирмы должны не только производить товары, которые нравятся людям, но сделать их доступными значительному числу потребителей. Таким образом, хотя поставщики отнюдь не создают потребности в еде или социальном статусе, они стараются повлиять на спрос, разрабатывая привлекательные, удобные в эксплуатации и доступные товары. Они также стремятся сообщить о достоинствах своих продуктов потребителям, используя рекламу и другие способы передачи информации.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Учет, отчетность и контроль
Учет, отчетность и контроль являются частью информационного механизма менеджмента, связанного с характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет — это характеристика итогов деятельнос ...

Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...

Mалый бизнес
Значительное место в программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса, в том числе малого. Те функции, которые вы­полняют малые предприятия в рыночной эко ...