Методы планированияМенеджмент в сфере культуры / Менеджмент в сфере культуры / Технология планирования в сфере культуры / Методы планированияСтраница 5
«Коммерческие» цели могут быть определены в результате специфических маркетинговых методов анализа товарной, ценовой и других стратегий, подробно описанных в главе «Маркетинг в сфере культуры».
ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (БАЛАНСОВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ)
Важнейшим аспектом обоснования реальности планов и программ является планирование финансового и материального обеспечения их реализации. Для решения этой задачи чаще всего используют балансовый метод планирования, состоящий в приведении в соответствие (баланс) имеющиеся ресурсы и требуемые затраты. В зависимости от природы ресурсов и затрат различают три основных вида балансов: материальный (натуральный), финансовый (стоимостный) и трудовой.
Трудовой баланс в сфере культуры в настоящее время практикуется преимущественно на региональном и федеральном уровне управления — как выявление и планирование степени обеспечения сети учреждений квалифицированными кадрами. Однако по мере расширения нормативной базы в планировании трудозатрат трудовые балансы должны получить распространение и в планировании работы отдельных организаций и программ.
Составление материального (натурального) баланса (табл. 12) практикуется не столь часто, как финансового, однако при планировании достаточно масштабного мероприятия весьма целесообразно составить такой баланс и только затем переходить к стоимостному.
Таблица 12
Пример материального баланса
Таблица 13
Пример стоимостного баланса (сметы доходов и расходов)
Наиболее распространена практика составления стоимостного (финансового) баланса или сметы доходов и расходов (табл. 4). В случае расхождения двух частей баланса производят его корректировку: либо сокращают объем расходов, либо планируют необходимые дополнительные поступления в доходную часть, чтобы покрыть нехватку средств.
При расчете дохода от реализации входных билетов в плановую смету не стоит закладывать полный аншлаг. Обычно в смету закладывают от 40% до 60% аншлага. Во-первых, это подстраховывает от возможных накладок (мало ли, например, погода испортится). Во вторых, — тем радостнее будет видеть полный аншлаг и пополнение бюджета!
Расходную часть сметы целесообразно группировать по разделам:
• Фонд оплаты труда, включая фонд заработной платы и начисления на него;
• Услуги сторонних организаций (аренда, типографские и издательские услуги, услуги транспортных организаций, общепита и т. д.);
• Прямые расходы (приобретение канцелярских товаров, призов, цветов, продуктов питания и т. д.);
• Накладные расходы (затраты на связь, командировки и т. п.).
• Непредвиденные расходы — страховочную сумму, которая может составлять до 10-12% суммы предыдущих расходов.
Полезно включить в расходную часть сметы и так называемый «фонд развития» — средства, необходимые на дальнейшее развитие организации, коллектива. Эта сумма также желательно не должна превышать 10-15% .
При определении затрат на оплату труда (фонд заработной платы) в них надо не забыть включить подоходный и единый социальный налоги.
Стоимостные балансы необходимы также при определении издержек (совокупных затрат) и ценообразовании. Только на основе такого баланса может быть составлена калькуляция — смета затрат на единицу продукции (услуги). Разновидностью финансового баланса является бухгалтерский баланс, однако его рассмотрение относится к предмету бухгалтерского учета и выходит за рамки данного пособия.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (МАТРИЧНЫЙ И СЕТЕВОЙ ПЛАН)
Для планирования организационного обеспечения, координации деятельности соисполнителей и партнеров также могут использоваться специальные методики и технологии.
Смотрите также
Анализ макроокружения и его
классификация
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней
среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера,
применительного к отдельно взятой организации. ...
Стихийные бедствия
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут прино ...
Эволюция теории менеджмента
Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя ...