Детерминация факторных составляющих финансовой деятельности экономического субъекта
Финансовый менеджмент / Основы финансового менеджмента / Сущность и содержание финансового менеджмента / Детерминация факторных составляющих финансовой деятельности экономического субъекта
Страница 4

Вместе с тем, прибыль соизмеряют с потенциальным риском, уровень которого конкретизирует направление возможного использования ресурсов. С развитием финансовых и других видов рынков средняя норма прибыли и рисков стремится к нулю. Универсальным показателем, учитывающим совокупное влияние многих факторов, является средний уровень процента, сложившийся на рынке, который в сопоставлении с рентабельностью предприятия, характеризует эффективность функционирования системы финансовых ресурсов последнего.

До определенной величины совокупное предложение ресурсов на рынке растет, что обусловлено наличием свободных средств в экономике, а также возможностью их выгодного применения. После некоторой величины темпы предложения ресурсов снижаются (т.к. большая величина средств уже инвестирована в выгодные проекты), а норма процента понижается (т.к. ожидаемая доходность от оставшихся проектов оценивается ниже средней). Развитые финансовые рынки характеризуются невысокой средней доходностью и незначительным риском. Избыточное количество финансовых ресурсов определяет низкую эффективность их использования (т.к. действует закон убывающей производительности фактора производства, а количество наиболее рентабельных проектов ограниченно). Эффективность растущего рынка может сдерживаться большими трансакционными издержками (связанных, например, с поиском необходимой финансовой информации, неразвитостью инфраструктуры, средств передачи данных, правовой непроработанностью), что означает недоиспользование финансовых ресурсов в стране, а, следовательно, и ограничивает развитие ее производительных сил.

Финансовое предпринимательство - роль этого фактора предполагает сочетание предпринимательской деятельности и знание особенностей функционирования, тенденций поведения и развития других факторов финансового производства. Изучение категории предпринимательства отечественными экономистами обусловлено развитием рыночных методов хозяйствования в России, которые непременно предполагают и этот «новый» тип хозяйственника, как противоположность и альтернативу «советскому экономическому человеку».

История предпринимательства насчитывает не одно столетие, хотя понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. в период становления капитализма. Разработкой категории занимались видные экономисты: Р. Кантильон (ввел термин в экономическую теорию), А.Смит, Ж.-Б. Сэй, В. Зомбарт, И. Шумпетер. Значение термина постепенно менялось - от собственника до его современного понимания.

И. Шумпетер главной целью предпринимателя считал стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, как средства достижения приоритетной цели. В то время под предпринимателем понимался собственник, который обладая определенными качествами (готовностью к риску, богатством идей, настойчивостью, организаторскими способностями, способностью убеждать) берется ради коммерческой идеи и получения прибыли организовать производство продукта.

С появлением кредита, стало разрушаться отождествление предпринимателя с собственником. Становление кредитных отношений и развитие капитализма (сопровождавшегося созданием различных видов смешанной собственности) повлекло за собой отделение прав собственника от функций предпринимателя.

В современном понимании предпринимательство рассматривается в трех аспектах: 1) экономическая категория; 2) метод хозяйствования; 3) тип экономического мышления.

Для первой трактовки характерно отделение субъекта от объекта. В данном случае вполне очевиден подход менеджмента. Необоснованно отождествлять фигуру предпринимателя и менеджера, ибо предпринимательство скорее есть психологическая черта управляющего рыночного типа. Любопытна приводимая экономистом Л.Н. Павловой сравнительная характеристика требований предпринимателя и менеджера -сравнительная ориентация: у предпринимателя - использование открывающихся возможностей; у менеджера - использование имеющихся ресурсов. Осуществление замысла: у предпринимателя - революционное, ориентированное на быстрый результат, у менеджера - эволюционное, ориентированное на длительную перспективу. Задействование ресурсов: у предпринимателя - многошаговое, стремление по возможности сохранить за собой свободу маневра; у менеджера - одношаговое, все фонды, необходимые для выполнения поставленной задачи, выделяются сразу (скорее обратное, ибо риск есть спутник предпринимательства - авт.). Форма привлечения / приобретения: у предпринимателя - аренда, другие формы временного привлечения требуемых ресурсов; у менеджера - приобретение ресурсов в собственность и увеличение числа занятых. Организационная структура: предпринимателя - горизонтальная, использование неформальных связей; менеджера - формализованная, иерархическая. Добавим, что предприниматель действует в собственных интересах, а менеджер - в интересах предприятия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...

Эволюция теории менеджмента
Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя ...

Mалый бизнес
Значительное место в программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса, в том числе малого. Те функции, которые вы­полняют малые предприятия в рыночной эко ...