Детерминация факторных составляющих финансовой деятельности экономического субъекта
Финансовый менеджмент / Основы финансового менеджмента / Сущность и содержание финансового менеджмента / Детерминация факторных составляющих финансовой деятельности экономического субъекта
Страница 4

Вместе с тем, прибыль соизмеряют с потенциальным риском, уровень которого конкретизирует направление возможного использования ресурсов. С развитием финансовых и других видов рынков средняя норма прибыли и рисков стремится к нулю. Универсальным показателем, учитывающим совокупное влияние многих факторов, является средний уровень процента, сложившийся на рынке, который в сопоставлении с рентабельностью предприятия, характеризует эффективность функционирования системы финансовых ресурсов последнего.

До определенной величины совокупное предложение ресурсов на рынке растет, что обусловлено наличием свободных средств в экономике, а также возможностью их выгодного применения. После некоторой величины темпы предложения ресурсов снижаются (т.к. большая величина средств уже инвестирована в выгодные проекты), а норма процента понижается (т.к. ожидаемая доходность от оставшихся проектов оценивается ниже средней). Развитые финансовые рынки характеризуются невысокой средней доходностью и незначительным риском. Избыточное количество финансовых ресурсов определяет низкую эффективность их использования (т.к. действует закон убывающей производительности фактора производства, а количество наиболее рентабельных проектов ограниченно). Эффективность растущего рынка может сдерживаться большими трансакционными издержками (связанных, например, с поиском необходимой финансовой информации, неразвитостью инфраструктуры, средств передачи данных, правовой непроработанностью), что означает недоиспользование финансовых ресурсов в стране, а, следовательно, и ограничивает развитие ее производительных сил.

Финансовое предпринимательство - роль этого фактора предполагает сочетание предпринимательской деятельности и знание особенностей функционирования, тенденций поведения и развития других факторов финансового производства. Изучение категории предпринимательства отечественными экономистами обусловлено развитием рыночных методов хозяйствования в России, которые непременно предполагают и этот «новый» тип хозяйственника, как противоположность и альтернативу «советскому экономическому человеку».

История предпринимательства насчитывает не одно столетие, хотя понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. в период становления капитализма. Разработкой категории занимались видные экономисты: Р. Кантильон (ввел термин в экономическую теорию), А.Смит, Ж.-Б. Сэй, В. Зомбарт, И. Шумпетер. Значение термина постепенно менялось - от собственника до его современного понимания.

И. Шумпетер главной целью предпринимателя считал стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, как средства достижения приоритетной цели. В то время под предпринимателем понимался собственник, который обладая определенными качествами (готовностью к риску, богатством идей, настойчивостью, организаторскими способностями, способностью убеждать) берется ради коммерческой идеи и получения прибыли организовать производство продукта.

С появлением кредита, стало разрушаться отождествление предпринимателя с собственником. Становление кредитных отношений и развитие капитализма (сопровождавшегося созданием различных видов смешанной собственности) повлекло за собой отделение прав собственника от функций предпринимателя.

В современном понимании предпринимательство рассматривается в трех аспектах: 1) экономическая категория; 2) метод хозяйствования; 3) тип экономического мышления.

Для первой трактовки характерно отделение субъекта от объекта. В данном случае вполне очевиден подход менеджмента. Необоснованно отождествлять фигуру предпринимателя и менеджера, ибо предпринимательство скорее есть психологическая черта управляющего рыночного типа. Любопытна приводимая экономистом Л.Н. Павловой сравнительная характеристика требований предпринимателя и менеджера -сравнительная ориентация: у предпринимателя - использование открывающихся возможностей; у менеджера - использование имеющихся ресурсов. Осуществление замысла: у предпринимателя - революционное, ориентированное на быстрый результат, у менеджера - эволюционное, ориентированное на длительную перспективу. Задействование ресурсов: у предпринимателя - многошаговое, стремление по возможности сохранить за собой свободу маневра; у менеджера - одношаговое, все фонды, необходимые для выполнения поставленной задачи, выделяются сразу (скорее обратное, ибо риск есть спутник предпринимательства - авт.). Форма привлечения / приобретения: у предпринимателя - аренда, другие формы временного привлечения требуемых ресурсов; у менеджера - приобретение ресурсов в собственность и увеличение числа занятых. Организационная структура: предпринимателя - горизонтальная, использование неформальных связей; менеджера - формализованная, иерархическая. Добавим, что предприниматель действует в собственных интересах, а менеджер - в интересах предприятия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...

Стихийные бедствия
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут прино ...