Этапы принятия решений и оценка их эффективности
Общая теория менеджмента / Решения в менеджменте / Этапы принятия решений и оценка их эффективности
Страница 3

Любое важное решение сопряжено с компромиссами, побочными последствиями и негативными эффектами, значимость которых менеджер должен сопоставить с преимуществами. Сложное судьбоносное решение всегда сопровождается многочисленными последующими решениями и влияет на все аспекты деятельности организации. Опытный менеджер должен понимать взаимозависимость решений, выбирать альтернативы, вносящие наибольший вклад в общее дело достижения целей организации и уметь оценивать эффективность принятых решений. От методов оценки эффективносги принятых решений зависит исход всего дела.

Оценка эффективности принятых решений - это сопоставление выгоды с затратами.

Одним из методов оценки эффективности принятых решений является графический метод (см. рис. 5.5). Рис. 5.5 График взаимозависимости между выгодой и затратами при реализации управленческого

Рис. 5.5 График взаимозависимости между выгодой и затратами при реализации управленческого решения [16, С. 213 с некоторыми изменениями автора]

При первом варианте график показывает, что выгода от реализации решения равна затратам, при втором - затраты после определенной точки превышают выгоду, при третьем - самом успешном -выгода очень скоро начинает превышать затраты.

Решения в менеджменте можно рассматривать как продукт управленческой деятельности, а его принятие - как процесс, ве-душ;ий к появлению этого продукта. Принимать решение в той или иной области - это наука, она может быть познана посредством обучения и почерпнута из книг. Принятие же правильных решений - это управленческое искусство. Способность и умение принимать верные решения и оценивать их эффективность развиваются с опытом работы, приобретаемым менеджером на протяжении всей жизни.

Совокупность знаний и умений свидетельствует о профессиональной пригодности, компетентности любого руководителя. По качеству его продукции - управленческих решений - можно судить об эффективно или неэффективно работающем менеджере или специалисте-маркетологе.

При оценке эффективности принятых решений специалисты рекомендуют:

1. Исходить из конкретно - реалистических условий;

2. Скрупулезно учитывать не только расходы, но и доходы. Большинство управленческих решений с финансовой точки зрения связано, как утверждают опытные менеджеры, с «чистыми денежными потоками» за каждый период времени;

3. Использовать такой общеизвестный прием как дисконтирование, так как из-за инфляции деньги сегодня стоят дороже, чем завтра, поэтому будущие расходы надо умножать на коэффициенты дисконтирования, обратно пропорциональными темпу изменения стоимости денег;

4. Определять коммерческую эффективность соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих определенную норму доходности;

5. Рассматривать социальные, экологические и другие результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, как дополнительные показатели эффективности;

6. Учигывать влияние валютного курса на эффективность принятых решений.

Чтобы оптимально выполнить рекомендации специалистов, необходимо соблюдать принципы управления персоналом.

Таким образом, решения в менеджменте - это вариант разрешения, ликвидации проблемы. При подготовке, принятии и реализации решения необходимо предвидеть последствия и возможность его отмены. Решение может быть отменено в связи с переориентацией аспектов деятельности организации или некачественной подготовки самого решения.

В зависимости от показателей регламентации сроков, самостоятельности действий исполнителей решения классифицируются на:

• регламентирующие - полностью предопределяют срок и работу исполнителей, от которых требуется полная подчиненность;

• ориентирующие - четко формулируют только главные, основные аспекты работы, неважные вопросы могут находиться в компетенции исполнителей;

• рекомендующие - лишь внешне очертаны, а все остальное доверяется исполнителям.

Следует верно выбирать форму реализации управленческого решения: убеждение, разъяснение, наставление, сообщение, личный пример, совет, предписание, принуждение и т.д.

Эффективным считают решение, если:

1. Оно исходит из реальных целей;

2. Для его осуществления есть необходимое время и нужные ре-сурсы;

3. Оно может быть осуществлено в конкретных условиях организации;

4. Предусмотрены нештатные, аварийные ситуации;

5. Оно не провоцирует конфликтные ситуации и стрессы;

6. Предвидены изменения в деловом и фоновом окружении;

7. Оно дает возможность осуществлять верификацию и контроль исполнения.

Для оценки эффективности решений в менеджменте сопоставляют результаты (эффект) и затраты, необходимые для достижения этих результатов.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Инновации и разработка нового продукта
Один из определяющих моментов стратегического плана — вопрос о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств — единственный способ поддержания в ...

Автоматизация управленческого учета
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприяти ...

Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры
Кем и как создаются организационно-экономические условия саморазвития культурной жизни и культурных процессов? Очевидно, что существенную роль в этом играют усилия государства. Чем более зрелыми и ...