Мотивация
Страница 4

2. Гуманистичность - коллективизм. Человек нуждается в общении, любви, симпатиях.

3. Целостность - человек представляет собой единую, неделимую, целостную и оригинальную личность, богатую в своих проявлениях и стремлениях.

4. Инстинктоидный и иерархический характер основных потребностей человека. Указанные на схеме потребности присущие природе любого человека, хотя вследствие неразвитости отдельные потребности могут явно не проявляться. Не удовлетворившись статичностью модели, А. Маслоу в 1955г. отказался от принципа фиксированной иерархии потребностей и ввел принцип динамичности.

5. Динамизм потребностей обусловлен «мотивацией развития» на протяжении всей жизни человека. А. Маслоу уже не констатирует жесткую связь между мотивацией труда и удовлетворением низших потребностей. Изучая классификацию потребностей по А. Маслоу,

X. Хекхаузен четко прослеживает возрастание уровня развития человека по мере проявления вышестоящих потребностей. Он строит динамическую модель классификации потребностей и графически иллюстрирует тесную связь между мотивацией и деятельностью.

Таким образом, теория А. Маслоу внесла очень важный вклад в понимание основополагаюших стремлений людей к труду.

Так же, как Маслоу, Клейтон Альдерфер объединяет потребности в группах. Но в отличие от Маслоу, он считает, что таких групп три. Теория Альдерфера, являясь относительно молодой, имеет небольшое число эмпирических подтверждений её правоты. Но знание этой теории полезно для практики управления, так как она открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования.

VI. Другой моделью мотивации, делавшей основной акцент на потребности высших уровней, была теория Дэвида Мак-Клелланда, который считал, что людям присущи три главные потребности:

1. Власть;

2. Успех;

3. Причастность.

VII. Заслуживает внимание двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга, которая была разработана им на основе опроса 200 инженеров и конторских служащих лакокрасочной фирмах. Полученные ответы он сгруппировал и назвал:

1 группа - «гигиенические факторы»:

• заработная плата;

• социальные блага;

• условия работа! - физические, внешние;

• статус;

• климат организации, рабочая атмосфера, обстановка;

• отношение к руководству и коллегам.

2 группа - «мотивирующие факторы» :

• интересная работа - увлекательная постановка вопросов, многосторонность, возможность расширить свои знания;

• самостоятельность и полномочия, свой участок работах;

• возможность добиться ощутимых результатов;

• признание достижений, выражаемое через рост дохода, полномочий, степени трудности задач;

• профобучение и повышение квалификации как непрерывный процесс.

Наряду с группировкой потребностей Ф. Герцберг высказал предположение о наличии тесной корреляционной связи между удовлетворением от работы и ростом производительности труда, а также установил соотношение между мотивацией и характером ра-боты. ( См. рис. 3. 10). Рис. 3.10. Соотношение и взаимосвязь групп потребностей в мотивационных теориях

Рис. 3.10. Соотношение и взаимосвязь групп потребностей в мотивационных теориях четырех авторов

Рассмотренные теории А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. Мак -Клелланда, Ф. Герцберга в менеджменте называют содержательными теориями мотивации, которые основаны на идентификации внутренних побуждений, называемых потребностями, заставляющие людей действовать определенным образом.

Процессуальные теории мотивации основацы на поведении людей с учетом их восприятия и познания. К основным процессуальным теориям мотивации можно отнести:

1. Постановки целей;

2. Ожидания;

3. Справедливости;

4. Партисипативного управления

5. Модель Лаймана Портера - Эдварда Лоулера основана на теориях ожидания и справедливости.

6. Равенства Стейси Адамса.

XII. Электронные мотивации. Internet позволяет руководству организации предоставлять персоналу в свободное время доступ к различной электронной информации. Это будет вырабатывать у людей ощущение своей важности, причастности к деятельности организации. Само существование компьютеров и Интернета в организации мотивирует коллектив к эффективному труду и облегчает его.

Существует много и других теорий мотивации, например, оптимальности активизации и стимуляции, личностной причастности, самодетерминации, однако сжатые сроки и ограниченный объем учебного пособия не позволяют уделить им должного внимания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда я ...

Заключение
Обеспечение устойчивого экономического роста в Республике Беларусь во многом зависит от того, в какой мере задействован предпринимательский потенциал в стране. Развитие цивилизованного малого бизне ...

Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры
Кем и как создаются организационно-экономические условия саморазвития культурной жизни и культурных процессов? Очевидно, что существенную роль в этом играют усилия государства. Чем более зрелыми и ...