Формальные и неформальные группы в организации
Общая теория менеджмента / Организация как система управления / Формальные и неформальные группы в организации
Страница 2

♦ Статус членов группы - это правовое положение, состояние, определяемое рядом факторов: старшинством в должностной иерархии, названием должности, образованием, талантами, информирован-носгью, производсгвенным опытом и т.д. Для принятия эффективных управленческих решений необходимо прилагать совместные усилия ради обеспечения того, чтобы мнения членов группы, имеющих более высокий статус, не доминировали в ней и не подавляли остальных.

♦ Роли членов группы классифицируются, например, на:

1. Целевые роли распределены так, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их, а также осуществляются координирование, обобщение.

2. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации деятельности группы, например, поощрение, обеспечение участия, установление критериев ис-полнигельности, выражение чувств группах.

Основные причины вступления в группы можно представить в виде блоков:

* организационно-производственные;

* социально-психологические;

* материальные.

Формирование и функционирование формальных и неформальных групп в организации представляет собой динамичный процесс.

Изучение социальных факторов групповой динамики началось с факторных экспериментов Э. Мэйо, которые позволили ему сделать много научных открытий. Он представил доказательства необходимости учета социальных взаимоотношений между работниками, так как кроме экономических потребностей у них возникают и социальные потребности, удовлетворение которых ведет к взаимодействию отдельных личностей в формальных и неформальных группах.

Во второй половине ХХ в. все настойчивее стали требования работников по улучшению их социально-экономического положения. Многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что ряд организаций не достигает своих целей из-за игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. В результате этого появилась доктрина «производственной демократии» (партисипа-тивное управление или демократия на рабочих местах), авторами которой принято считать американских социологов Дж. Коула и А. Горца. Они предложили управление организацией осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими, предоставление им права создавать рабочие группах по интересам.

Однако деятельность организации во многом определяется эффективностью функционирования формальных групп. Поэтому руководители современных организаций стремятся к формированию «команды» профессионалов-единомышленников. По мнению специалистов характеристики «команды» и «группы» различны :

1. В команде лидерство разделено между ее членам, а в группе, как правило, один ярко выраженный лидер.

2. В команде личная ответственность дополняется коллективной, а в группе доминирует личная ответственность.

3. В команде продукция или услуги являются результатом коллективной деятельности, а в группе - индивидуальной.

4. Команда обсуждает, принимает решение и выполняет его, а группа обсуждает, решает и делегирует выполнение решения.

Команда всегда является группой, но не всякой группе присущ командный дух. Команда, как правило, имеет более высокие результаты труда, чем другие группы вследствие того, что каждый член команды стремится к достижению общей цели, четко выполняет свои обязанности, взаимодействует с другими сотрудниками для координации совместной деятельности и считает себя частью целого. В результате возникает синергетический эффект за счет внутренних взаимосвязей, преданности делу, согласованности действий, доверия друг другу, сотрудничества, одних ценностей. Члены команды могут работать индивидуально в разных помещениях и общаться посредством электронных средств связи.

Эффективная командная деятельности предполагает учет национальных особенностей при формировании команды и достаточно высокого уровня зрелости и профессионализма [17, С.205 - 206].

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно п ...

Учет, отчетность и контроль
Учет, отчетность и контроль являются частью информационного механизма менеджмента, связанного с характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет — это характеристика итогов деятельнос ...

Инновации и разработка нового продукта
Один из определяющих моментов стратегического плана — вопрос о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств — единственный способ поддержания в ...