Формальные и неформальные группы в организации
Общая теория менеджмента / Организация как система управления / Формальные и неформальные группы в организации
Страница 1

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури в книге «Основы менеджмента» серии «Зарубежный экономический учебник» так определяют понятие «группа»: два лица или более, которые взаимодействуют

друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние» [16, С.683].

Отечественные авторы считают, что группа - это совокупность людей, объединенных обш;ностью интересов, профессии, деятельности. Есть и другие более пространные определения.

Группы классифицируют на:

* формальные - специально сформированные руководством постредством организационного процесса. Целью формальной группы, как правило, является выполнение какого-либо конкретного задания;

* неформальные - спонтанно возникающие группы людей, регулярно вступаюш;ие во взаимодействие для достижения совместной цели.

Организация и ее подразделения также являются группами. Члены группы разрабатывают приемлемые для них правила, установки, ценности и ожидания в вопросах, связанных с пониманием поведенческой нормы, т.е. стандартов поведения. Чем в большей степени работник организации ценит принадлежность к группе, тем адекватнее его поведение. Рис. 2.9. Классификация групп организации

Рис. 2.9. Классификация групп организации

Команда - коллектив сотрудников организации или структурного подразделения, работающих как единое целое, проявляющих максимум инициативы и ответственности.

Группа руководителей может состоять из директора и ближайших его замесгигелей или - из генерального менеджера и глав-ных менеджеров по продуктовому принципу и т.п. В зависимости от выполняемых функций и иерархии руководители могут быть высшего, среднего и низового звеньев.

Целевая группа (рабочая) состоит из исполнителей, объединенных для выполнения конкретного задания.

Комитет - коллегиальный орган, руководящий какой-либо деятельностью. Целевой комитет - временная группа, созданная для достижения конкретной цели.

На результативность деятельности как формальных, так и неформальных групп оказывают воздействие следующие, как правило, одни и те же факторы:

♦ Лидер - наличие сильного руководителя;

♦ Величина группы - число ее членов, с ростом которого усложняется общение, а внутри большой группах может сформироваться новая, преследующая собственные цели. Оптимальный размер группы от 5 до 11 человек;

♦ Схожесть или различие членов группы, имеющих собственную точку зрения на различные управленческие решения и чем они индиви;дуальнее, тем оптимальнее будет принятое решение, т.к. множество точек зрения и разработка перспектив развития организации всегда позитивны;

♦ Нормы поведения, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение каждого члена коллектива, а также на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на конфронтацию. Нормы могут иметь позитивную и негативную направленность, например, поощрять воровство, прогулы, неконструктивную критику руководителей организации и т.п.

Групповые нормах можно классифицировать, например, таким образом:

1. Гордость за организацию и создание отличного имиджа;

2. Достижение целей организации при минимуме затрат;

3. Содействие в получении максимально возможной прибыли;

4. Коллективный труд и рост его производительности;

5. Планирование и оптимальная мотивация труда;

6. Контроль всех аспектов деятельности организации;

7. Профессиональная подготовка кадров;

8. Инновации в виде новой продукции (услуги), нового технологического процесса и т.д.;

9. Отношение с деловым окружением, расширение рынков сбыта;

10. Порядочность, честность и забота о членах группы.

♦ Сплоченность группы - мера притяжения друг к другу и к группе в целом, т.к. сплоченная группа работает более эффективно, имеет меньше неразрешимых проблем в общении, напряженности, враждебности, недоверия.

♦ Групповое единомыслие - тенденция подавления взглядов с тем, чтобы не нарушать гармонию группы, но это, как правило, приводит к тому, что управленческое решение принимается менее эффективное, т.к. вся необходимая информация и альтернативные варианты не обсуждаются и не оцениваются. При групповом единомыслии растет вероятность принятия посредственного управленческого решения.

♦ Конфликтность - это процесс, в котором отдельный член группы стремится к достижению собственных целей посредством устранения, подчинения себе или уничтожения других, стремящихся к исходным целям. Причины конфликта, управление им будут рассмотрены в гл. 8.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...

Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами.
Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокруже­ние и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состо ...