Стратегическое управление организацией
Общая теория менеджмента / Организация как система управления / Стратегическое управление организацией
Страница 1

Стратегия организации - это генеральный план дейсгвий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность действий по достижению стратегических целей организации. Главная задача стратегии - перевод организации из положения данного момента в будущее положение, желаемое руководством.

Возрастание конкуренции за экономические ресурсы, глобализация бизнеса; стремительное развитие компьютерных технологий, дающее возможность мгновенно передавать и получать информацию; изменение роли трудовых ресурсов - все это привело к существенному возрастанию значения стратегического управления в нашей стране.

Стратегическое управление2 в соответствии с избранным объектом может быть:

корпоративным - стратегия организации в целом;

бизнес-стратегическим - стратегия отдельного стратегического подразделения организации;

функционально-стратегическим - стратегия функциональной зоны организации.

Предметом стратегического управления является решение следующих основных проблем, связанных с:

* генеральным на будущее повышением эффективности ее деятельности;

* приобретением нового для организации технологического оборудования, приглашением более квалифицированных специалистов и т.п.;

* неконгролируемыми внешними факторами, главным образом, фонового окружения.

Специалисты в нашей стране в настоящее время выделяют два направления развития стратегического управления организацией:

1. «Регулярное стратегическое управление» - развитие стратегического планирования, включающее подсистему анализа и планирования стратегии и подсистему реализации стратегии; Рис. 2.8. Схема концепции базовых и альтернативных стратегий управления организацией

Рис. 2.8. Схема концепции базовых и альтернативных стратегий управления организацией

Американские ученые Э. Петерсон и Э. Плоумен - авторы известной книги «Организация бизнеса и менеджмент» связывают стратегическое управление с дальнейшей специализацией менеджмента и выделяют 6 основных его видов:

1. Правигельство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя термин «менеджмент» они не употребляют).

2. Государственный менеджмент (способный действовать широко и мудро, в масштабах всего государства).

3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).

4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.

5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).

6. Менеджмент в государственной собственносги (специальный вид «бизнес-менеджмента»).

Однако Питер Ф. Дракер выступает против расширительного толкования понятия «менеджмент», считая, что его следует применять только к организации, выпускающей продукцию или оказывающей различные виды услуг.

Стратегическое управление широко применяют американские корпорации, начиная с 80-х гг. XX в. Стратегическое управление требует создания специальной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений корпораций, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий, имеющую общих конкурентов. Число СХЦ в корпорации, как правило, существенно меньше числа производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор вида деятельности. СХЦ отвечает за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт. Важнейшей составной частью работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, позволяет установить обоснованные приоритеты распределения как правило ограниченных ресурсов и создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами.
Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокруже­ние и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состо ...

Пути дальнейшего развития малого бизнеса в республике Беларусь
Мировой опыт показывает, что малый бизнес, и осо­бенно современное, во всех странах формируется и развива­ется при действенном участии государства, его регулирова­нии и поддержке. Государственное р ...

Проблемы российского бизнеса и способы их решения
Существует определенный набор проблем, с которыми рано или поздно сталкивается любой владелец бизнеса. Подбор кадров, организация управления, контроль работников – вот только некоторые из них. Сущ ...