Практикум
Страница 2

- «синтетические» - управление рассматривалось как многоплановое, комплексное, изменяющееся явление, связанное разнообразными функциональными и корреляционными связями с внутренней средой, деловым и фоновым окружением.

К «одномерным» учениям относят:

- научное управление (Ф.Тейлор и др.);

- бихевиористские учения (Э. Майо, А. Маслоу и др.);

- организационные теории (А. Файоль, М. Вебер и др.).

Ф. Тейлор впервые сформулировал и опубликовал принципы менеджмента:

1. Научный подход к выполнению каждого элемента работах (движений, времени и т.д.);

2. Научный подход к привлечению, подбору, отбору, обучению, тренировке рабочего, оплате его труда и т.д.;

3. Кооперация менеджеров с рабочими;

4. Разделение ответственности за результат работы между менеджерами и рабочими, поддержанием дружеских отношений между ними.

Продолжил и развил идеи Ф. Тейлора француз А. Файоль, проживший 84 года и 58 лет проработавший в компании по переработке угля и железной руды. Он выделил менеджмент как особый вид деятельности с 5-ю обязательными функциями (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль). Рассматривая организацию как единое целое, он сформулировал шесть направлений деятельности, которые разными переводчиками на русский язык переводятся не всегда одинаково:

- техническая деятельность (производство);

- коммерческая деятельность (закупки, продажи, обмен);

- финансовая деятельность (поиск и оптимальный расход капитала);

- деятельность безопасности (защита собственности людей);

- эккаунтинг (деятельность по учету, статистике, анализу);

- администрирование (14 принципов менеджмента).

«Синтетические» учения - ориентированных, прежде всего, на системный подход. Самым выдающимся теоретиком этого подхода и вообще современного менеджмента считают Питера Дракера, который разработал концепцию управления по целям, предложил теорию самоуправляющегося трудового коллектива.

Томас Питерс и Роберт Уотерман в книге «В поисках эффективного управления», а также Ричард Паскаль и Энтони Атос в книге «Искусство японского управления: пособие для американских управ-ляющдх» пришли к выводу, что эффективная организация создается на основании семи компонентов, по-английски начинающихся на «S»: стратегия, структура, система, штат, стиль, квалификация, разделение ценностей. Эта концепция получила название «7-S».

К «синтетическим» учениям относят и ситуационный подход

- необходимость учитывать конкретные ситуации. Искусство менеджера понять ситуацию, раскрыть ее характеристики, выбрать соответствующее управление.

Однако, американский профессор Уильям Оучи в 1981 г. выдвинув теорию «z», сделал попытку отказа от ситуационного подхода в пользу обобщенного описания менеджмента, акцентируя внимание на управлении людьми: долгосрочный наем; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; медленная оценка кадров, их умеренное продвижение по службе; неопределенный, неформальный контроль четкими, формализованными методами; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о работниках. Его идеи очень близки японской модели менеджмента.

Таковы краткие характеристики основных теоретических школ менеджмента.

Практический менеджмент насчихывает пять этапов: религиозно-коммерческий, светско-административный, производственно-строительный, профессионального управления, рациональной бюрократии.

Особенность российского менеджмента заключается в переходе от элементарных моделей («Здравого смысла», «Западной культуры», «Традиционных (Советских) методов управления») к специализации управления. Разработке многих видов менеджмента, например, кадрового, производственного, социального, инновационного, инвестиционного, информационного, стратегического, финансового, антикризисного и др.

Инициатором создания в России научной организации труда был Алексей Капитонович Гастев, сформулировавший 16 правил по научной организации труда. Он был специалистом в области экономики, социологии, социальной инженерии, кибернетики, общей теории систем.

Современный менеджер и его креативное образование необходимы в России в настоящее время, так как чем больше творческих высококачественных специалистов, тем в большей степени они зависят от организации. Например, в США 90% людей, имеющих образование выше средне-школьного, проводят всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зараба-тывать себе на жизнь вне организаций [16, с.39],

Оформление по стандарту

Задания по теме 1 включают:

1.1. Контрольные вопросы по теме 1-10 шт.

1.2. Дискуссионные вопросы по теме 1 - 8 шт.

1.3. Учебные ситуации по теме 1 - 3 шт.

Контрольные вопросы по теме 1

• Постановка задания

Контрольные вопросы по теме 1 размещены в СДО Кампус в форуме «Контрольные вопросы по теме 1».

• Требования по оформлению результатов

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...

Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...

Стихийные бедствия
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут прино ...