Парадокс власти и управления

Как уже было сказано выше в главе «Бизнес – это власть», одним из мощных рычагов построения бизнеса, особенно в ситуации неопределенности (например, юридической или неопределенности бизнес-практики), является использование властных функций руководителей и управленцев бизнеса.

Настоящая власть – это своеобразный атавизм, т.е. власть реализуется на подсознательном, иррациональном уровне. В то время как управление, особенно в бизнесе – это гораздо более эффективная система. Впрочем, и в основе управления тоже находятся подсознательные механизмы.

В чем же состоит парадокс власти и управления? Существует противоречие между рациональными попытками объяснить власть, научить управлению, и конкретной практикой, проявляющейся в человеческих отношениях, которая говорит о том, что эти процессы – иррациональные. Это противоречие находит выражение в очень многих практических моментах менеджмента, управления, организации.

Существует литература, обучающая принципам власти. В этих книгах проделана важная и нужная аналитическая работа, но она носит феноменологический характер и не позволяет совершить обратный процесс: с помощью этого материала нельзя воспроизвести и тем более эффективно использовать в практике властные и управленческие механизмы.

Между групповыми и командными психологическими механизмами существует важное различие. Основой группы является механизм подавления ее участников руководителем группы. Такими руководителями становятся лидеры, обладающие наибольшей властной харизмой – это Политики (ESFP) и Маршалы (ESTP), т.е. те психотипы, которые решают вопросы власти и управления, ставя на первое место власть, а не управление.

Судя по всему, такая группа – это своеобразный переходный этап к созданию эффективной команды. Команде также нужен лидер, но командные отношения строятся на других основаниях.

Типоведческий анализ позволил В.В.Гуленко выделить, так называемое «кольцо социозаказа» – цепочки интертипных взаимоотношений, состоящих из «заказных» (З) и «ревизных» (Р) отношений, которые связывают людей в коллективе. Именно они являются наиболее эффективным механизмом построения команды с точки зрения конечного результата. Практическая эффективность команды, построенной под началом силовой сенсорики (Se

), ограничена. Названные асимметричные психологические интертипные отношения воспроизводят ту сложность типологических взаимодействий, которые существуют в настоящей команде. Настоящая команда – не построение на основе только властного механизма, а сложная, многокомпонентная система, «заказа» и «ревизии».основанная на интертипных отношениях «заказа» и «ревизии».

Психологическая основа власти – волевая сенсорика, психологическая основа управления – заказные и ревизные отношения.

На сегодняшний день в типоведческой практике можно признать наиболее эффективными с точки зрения бизнес-построений:

на уровне собственников – отношения «дуальные» и «полудуальные»;

на уровне перехода от собственников к управленцам наиболее адекватными являются отношения «заказа» и «ревизии».

Эти отношения образуют психологическую основу управления, а не власти как таковой.

Смотрите также

Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами.
Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокруже­ние и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состо ...

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...

Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно п ...