Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе
Менеджмент и управление / Mалый бизнес / Особенности развития малого бизнеса в республике Беларусь / Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе
Страница 1

За последние десять лет в секторе предпринимательства Республи­ки Беларусь произошли значительные изменения в количественном и ка­чественном составе хозяйствующих субъектов, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

Знание тенденций развития предпринимательства в Республике Беларусь имеет существенное значение для прогнозирования и проведе­ния экономической политики.

В формировании предпринимательства Республики Беларусь выделяются два этапа. Первый - 1991-1996 гг. - отмечен быстрым рос­том субъектов, количества занятых в этой сфере экономики, вкладом в ВВП и бюджет при отсутствии системной нормативно-правовой базы и ин­фраструктуры поддержки предпринимательства.

Второй этап, начавшийся после 1996 г., ознаменован переходом к жесткому государственному регулированию и тотальному контролю дея­тельности. Он характеризуется сокращением числа предпринимательских структур, снижением объемов внутренних и внешних инвестиций, сокра­щением числа занятых, а также доли поступлений в доход бюджета. Неко­торое оживление в экономике малого предпринимательства наметилось в 2002- 2005 гг. [18, с. 23].

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, за это время произошло увеличение числа малых предприятий на 11,5 %, индивидуальных предпринимателей - на 4,4 %, численности заня­тых - на 14,8 %. За два последних года стабилизировалось финансовое состояние предприятий, увеличилась прибыль, заработная плата [21, с. 83].

Большинство предприятий частного сектора - малые. К началу 2007 г. в республике функционировала 31 тыс. малых предприятий, в том числе 28,7 тыс. частных. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте страны составляет 8,8 %. Малыми предприятиями производится 7,3% промышленной продукции, на них приходится 9,8% розничного товарооборота, 22,1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). В общем числе предприятий торговли и общественного питания малые предприятия составляли к началу 2007 г. 42,9 %, среди предприятий промышленности 22 % малых, среди строительных предприятий - 11,8 %, среди транспортных предприятий - 5,3 %. Общая численность работающих на частных малых предприятиях в 2005 г. составила 308 тыс. человек. 37,9 % от общего количества занятых на малых предприятиях работают на предприятиях промышленности, 28,7 % - на предприятиях торговли и общественного питания [23].

Необходимо отметить одну из тенденций, которая отличает Бела­русь от других стран: при сокращении числа малых предприятий в абсо­лютном и относительном измерении увеличивается количество государ­ственных МП. Так, по 2006 г. количество част­ных МП сократилось на 1,4 тыс. и составило 25,4 тыс. предприятий, тогда как число государственных МП за этот же период несколько увеличилось и составило более 2,2 тыс. [19, с. 556]. Одним из объяснений роста государственных МП может служить предположение, что ведомственная принадлежность значительно упрощает лоббирование интересов и снижает издержки на ведение бизнеса.

По итогам 2006 г. удельный вес работающих (с учетом индивиду­альных предпринимателей) в сфере малого предпринимательства соста­вил 13 % от занятых в экономике. На долю малых предприятий приходи­лось 8,4 % от общего объема промышленной продукции, 9,2 % розничного товарооборота, 26,1 % внешнеторгового оборота, в том числе 18,2 экспор­та товаров. В объеме валового внутреннего продукта удельный вес МП в 2006 г. составил 8,3 %.

Средняя численность работающих на малом предприятии составляет 13-14 чел., основное их количество приходится на промышленное производство, торговлю, общественное питание, строительство. В 2004-2006 гг. наиболее интенсивно увеличилась численность занятых в производственных отраслях – промышленности, транспорте и строительстве.

Можно также отметить и небольшой рост всех этих показателей в динамике (табл. 2).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...

Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими и организационными проблемами столкнуться ме ...

Стихийные бедствия
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут прино ...