Система механизмов менеджментаМенеджмент в сфере культуры / Менеджмент в сфере культуры / Сфера культуры и технология менеджмента /  Система механизмов менеджментаСтраница 1
НЕОБХОДИМОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Наверное, каждому начинающему знакомиться с довольно обширной литературой по менеджменту бросается в глаза одна характерная особенность. Объяснения обычно начинаются с перечисления принципов, функций и методов менеджмента. Причем практически у каждого автора будет свой набор этих категорий. Более того, у одного автора планирование трактуется как функция, у другого — как метод, у третьего — как принцип плановости. То же относится и к организации, учету, отчетности и т. д.
Такая манера рассмотрения менеджмента может быть названа «теоретической» — ведь при этом речь идет, фактически, об упорядочении понятий, классификациях и т. п. Такой подход несомненно важен для теоретических целей и отчасти — для целей преподавания. Вполне объяснимым является с этой позиции и обилие классификаций и перечислении — именно в этом и заключается оригинальность теоретического концептуального анализа.
Однако для практических целей такой подход малопригоден. Когда человек заступает на конкретную управленческую должность в конкретной фирме, то при решении конкретных вопросов вряд ли он вспоминает, каким принципом ему руководствоваться, какие функции и каким методом осуществлять. Проблема обычно выглядит технологически — нужно знать, что конкретно надо делать для ее решения и уметь эти действия совершать. Следует различать квалификацию и компетентность.
Первая в большей степени связана со «знанием о», вторая — с «умением как». Первая — характеристика горизонта и уровня знаний, вторая — характеристика умения решать конкретные задачи, владение технологией. Разумеется, обе эти характеристики не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Скорее можно говорить об акцентировании внимания на теоретических или технологических аспектах содержания менеджмента. В данной работе, ни в коей мере не умаляя роли и значения теоретического рассмотрения, акцент делается на технологическом содержании менеджмента.
Для целей такого рассмотрения используется идея механизмов менеджмента. Речь идет о некотором относительно целостном единстве целей, функций и средств, позволяющем добиваться вполне определенных результатов. Недаром выражения «механизм управления», «хозяйственный механизм», «экономический механизм», «механизм хозяйствования» и т. п. прочно вошли не только в публицистику, но и в нормативные документы и материалы. Они выражают вполне понятную потребность технологического, инструментального представления менеджмента.
С этой точки зрения менеджмент может быть представлен как система, состоявшая из четырех основных механизмов.
ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ
Применительно к сфере культуры, особенно российской, до сих пор, как правило, на первом плане оказывается организационно-административный механизм. Речь идет о системе распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях).
Организационно-административный механизм иногда понимают как аппарат управления или как бюрократию (в безоценочном смысле). Но это скорее — аспекты, следствия применения организационно-административного механизма. Разумеется, управлять без аппарата и той или иной степени бюрократии невозможно. Но не это главное. Главное — во-первых, распределение полномочий и, во-вторых, выраженность этого распределения (кто кому подчиняется, кто кого контролирует и по каким вопросам и т. д.) в организационных документах, что включает это распределение в сферу действия административного, трудового и т. п. права.
К организационным документам относятся прежде всего уставы, положения, договоры и должностные инструкции.
Литература, содержащая практические рекомендации и образцы типовых уставов и положений, в настоящее время достаточно обширна и доступна широкому читателю — настолько, что вряд ли целесообразно рассматривать подробно эти вопросы в данной работе. Особенно это касается различных договоров. Поэтому представляется целесообразным лишь обратить внимание на основные требования к содержанию устава (положения) и несколько подробнее остановиться на составлении должностных инструкций.
Устав (положение) является важнейшим организационным документом, регламентирующим всю деятельность фирмы. В его содержании должен содержаться четкий и ясный ответ на следующие вопросы (каждому из которых соответствует раздел устава):
• общие положения — в которых указывается наименование, организационно-правовая форма организации, ее назначение, статус, юридические реквизиты;
• цели и задачи деятельности фирмы;
Смотрите также
Стратегии коммуникации
   В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. 
Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки 
рекламных кампаний, мероприятий по про ...
   
Стратегическое рыночное планирование
   Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация 
компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно 
в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...
   
Виды специальных событий и общественных мероприятий
   Рассмотрим основные виды специальных событий, наиболее часто встречающихся социальных 
мероприятий, их роль и значение, а также специальные требования к их подготовке 
и проведению. ...