Временная перспектива и временная трансспектива
Тайм-менеджмент / Природа времени / Временная перспектива и временная трансспектива
Страница 1

Для более четкого понимания видов психологического времени можно предложить схему, иллюстрирующую субъективное время человека в целом.

Внутренняя концепсдая, философия времени, временная трансспектиеа частично осознается! В каждый момент времени человек находится в том самом времени, которое субъективно

В каждый момент времени человек находится в том самом времени, которое субъективно ощущается им как «настоящее» (см. табл. 10, столбец «Восприятие времени»). Однако по своей природе «настоящее» является крайне неуловимым временным интервалом (или ощущением этого интервала) и постоянно «ускользает» от четкого осознавания. Реально же человеку гораздо удобнее (и для него это более естественно) осознавать время, связанное с какой-либо конкретной ситуацией его жизнедеятельности. Это актуальное осознава-ние включает в себя не только постоянно исчезающее «настоящее», но и оценку этого самого настоящего в связи с актуальным (субъективно близким, непосредственно связанным с настоящим) прошлым и актуальным будущим. Данная целостная оценка времени, «привязанная» к ситуации жизнедеятельности, в нашей терминологии есть не что иное, как представление о времени (столбец «Представление о времени» в табл. 10).

Восприятие времени и представление о времени неразрывно связаны между собой (на рисунке изображены в виде сферы, внутри которой бегущий человечек) и вместе составляют ситуативную временную перспективу личности. При желании человек может полностью, ясно и четко осознать свою временную перспективу в любой ситуации жизнедеятельности, ему достаточно лишь сосредоточить внимание на ощущении настоящего и рационально оценить (проанализировать) временные аспекты того, что недавно было, и то, что сейчас произойдет.

В течение своей жизни человек движется от одной ситуации к другой (цепочка стрелок в верхней части рисунка), и здесь уже в силу вступают временные законы и правила, содержащиеся в «концепции времени» человека (столбец «Концепция времени» в табл. 10). Именно на основе этих законов человек выстраивает трансспективу собственной жизни, отличая события от не-событий (обыденности) и выстраивая их в осмысленную (взаимосвязанную) цепочку: из прошлого — через настоящее — в будущее. Прошлое во многом предопределяет поведение человека в настоящем (от одних событий прошлого он бежит, другие старается повторить или удержать и т. п.), а будущее (как мотивационно заряженные «образы целей») как бы притягивает настоящее к себе, также во многом определяя его временные свойства.

Трансспектива — это невидимая линия, направляющая поступки человека от событий прошлого (воспоминаний о них) к мечтам и целям будущего через понимание и оценку настоящих событий. В контексте трансспективы события настоящего не просто воспринимаются или переживаются — они наделяются смыслом.

«Концепция времени» задает вектор субъективного времени человека, а также формирует саму субъективную «систему отсчета» индивидуального личностного времени, определяя его «масштаб».

«Концепция времени» выражается в жизненной стратегии личности и может быть частично осознана и частично изменена. Например, человек может пересмотреть свое понимание «событий» и заново выстроить трансспективу собственной жизни таким образом, что его жизненные планы по достижению рационально поставленных целей станут более реалистичными и достижимыми.

Пожалуй, я несколько увлекся теоретическими построениями касательно психологического времени . Коллег-психологов я прошу рассматривать данные построения как своего рода «научную провокацию» (автор вполне сознательно использует традиционные термины, вроде предложенной еще К. Левиным «временной перспективы», но наполняет их собственным содержанием) и пищу для размышлений.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Инновации и разработка нового продукта
Один из определяющих моментов стратегического плана — вопрос о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств — единственный способ поддержания в ...

Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...

Анализ макроокружения и его классификация
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взя­той организации. ...