Особенности российского менеджмента
Общая теория менеджмента / Эволюция концепций менеджмента / Особенности российского менеджмента
Страница 5

Сфера социального менеджмента включает непроизводственные процессы, относящиеся к науке, культуре, искусству, образованию, здравоохранению и многим другим.

Предметом изучения социального менеджмента являются:

• управление организациями социальной сферы;

• управление людьми, их социальными отношениями, что требует досконального знания социальных законов.

Социальный менеджмент имеет дело с человеком в его социальном качестве, а также с управлением процессами взаимодействия социальной среды и личности. Социальный менеджмент направлен на изменения в положении управляемого объекта или результатов тех или иных социальных процессов. Одной из важнейших задач социального менеджмента является обеспечение целенаправленного воздействия на управляемый объект с целью поддержания равновесия и развития. При решении задач необходимы глубокие знания психологии, социологии, умение осуществлять наблюдение, сбор, сводку, группировку и анализ специальной информации посредством применения социальной статистики в обосновании управленческих и других решений в различных аспектах социального менеджмента.

Поэтому в социальном менеджменте раскрываются сущность и особенности социальных процессов, механизм функционирования различных структур. В современном российском социальном менеджменте особое внимание уделяется занятости населения; государственной политике в области занятости; деятельности и функциям органов занятости; социальной защите от безработицы; процессам миграции людей. Выделяют важность управления процессами формирования, распределения и использования доходов, в том числе управления потребительским спросом через регулирование доходов населения. При этом особенно эффективны мониторинг и социально-статистическая диагностика. Подробнее см. [19, С. 212-268].

Социальные результаты развития проявляются через показатели широко трактуемого образа жизни, включающие характеристики уровня, качества, стиля жизни, образовательного, культурного уровней, нравственности и т.д.

Новой управленческой парадигме (системе взгляядов на менеджмент) соответствуют сформулированные в 90-е г. г. принципы менеджмента. В них главный акцент делался на человека, а с начала XXI века - на знания как на ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала.

В настоящее время специалисты выделяют следующие три группы принципов менеджмента:

1. Технологии управленческой деятельности:

целенаправленность: разделение ответственности, четкость целей и задач, вознаграждения за достижение цели;

согласование деятельности: рациональные дисциплинарные требования; единоначалие и коллегиальность; плановость и системность; согласование интересов или приоритет определенных интересов, например, интересов потребителей; иерархия власти и ответственности, соблюдение кодексов поведения; рациональные коммуникации и др.;

обеспечение эффективности деятельности: оптимальное разделение труда и специализация, экономичность, рациональное сочетание централизации и децентрализации, профессионализм и постоянное повышение квалификации кадров;

2. Влияние на поведение сотрудников:

активизация деятельности: состязательность, проектирование оптимальных систем мотивации труда, ответственности, создание благоприятного климата в организации;

обеспечение удовлетворенности трудом: справедливость, лояльность к исполнителям, честное отношение и доверие к сотрудникам;

3. Общеуправленческие принципы: социальная направленность менеджмента; корпоративный дух;

этичность бизнеса и любой деятельности; управленческие инновации;

научный подход к разработкам и принятию решений; ситуационный подход - своевременное реагирование на изменение делового и фонового окружения [17, С. 8 - 9].

Российские теоретики менеджмента О. С. Виханский и А. И. Наумов утверждают, что в дальнейшем будут преобладать четыре наиболее важных фактора влияния на менеджмент [7, С. 17-21]:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Автоматизация управленческого учета
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприяти ...

Технология планирования в сфере культуры
Планирование во многом занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материаль ...

Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...